Всероссийская научная конференция
"ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"

СРЕДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Ю.Е. Хохлов, С.А. Арнаутов

Институт развития информационного общества,
Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН
Москва

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет по-новому подойти к проблемам использования вычислительной техники и программного обеспечения во всех процессах жизнедеятельности современного общества. Если до недавнего времени речь, как правило, шла об информационных системах (ИС) отдельных организаций или их подразделений, то в условиях глобализации и становления информационного общества становится возможным тотальное использование ИКТ.

Современный подход к государственному управлению требует объединенных информационных систем, функционирующих по единым и согласованным стандартам, протоколам и технологиям во всем общественном секторе, что становится ключевым фактором для улучшения сервисов, нацеленных на удовлетворение потребностей граждан и бизнеса с учетом оптимального соотношения цена/качество.

Ясно сформулированная политика и спецификации поддержки взаимодействия (интероперабельности) являются ключевыми моментами для сохранения связей с внешним миром и успешного позиционирования в глобальном информационном обществе.

Государственные (создаваемые в бюджетной сфере) информационные ресурсы являются ценными не только сами по себе. Это дополнительные экономические активы страны и топливо для экономики, ориентированной на знания и информацию. Делом поддерживая уверенность в том, что эти информационные ресурсы легко доступны как общественному, так и частному сектору, а также обеспечивая выполнение обязательств по обеспечению конфиденциальности, правительство может максимально использовать эти активы, направляя и стимулируя развитие национальной экономики.

Ряд зарубежных стран (в т.ч. на уровне правительств) уже осознали открывающиеся возможности и достаточно далеко продвинулись в создании интегрированных сред взаимодействия для поддержки различных видов деятельности в виртуальном пространстве, прежде всего, за счет привлечения значительных интеллектуальных и финансовых ресурсов. В настоящем сообщении мы предлагаем наше понимание проблемы создания интегрированных сред взаимодействия для электронного правительства (ИСЭП).

ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Требования к средам взаимодействия обусловлены тем, что многочисленные ИС должны эксплуатироваться различными сообществами в самых разных условиях. Поэтому наряду с максимальной функциональностью и производительностью необходимо обеспечить устойчивость и доступность. Среди основных требований можно назвать:

КЛЮЧЕВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИСЭП

Исходной точкой использования ИКТ является выбор начальной парадигмы как совокупности неких аксиом, определяющих облик и архитектуру создаваемой системы. К ключевым положениям, закладывамым в основу ИСЭП, можно отнести следующие:

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ

В принципе, ИСЭП можно определить как набор сетевых сервисов, которые позволяют пользователям (людям и/или компьютерам) эффективно использовать широкий набор ресурсов для своих целей посредством их "открытия", "доступа" и "использования".

Архитектура ИСЭП призвана обеспечить кооперативную среду (основывающуюся на программно-аппаратной и сетевой инфраструктуре), которая позволяет различным сервисам взаимодействовать друг с другом, позволяя пользователям абстрагироваться от технических аспектов работы в ИС. Такая среда формируется из совместно используемых инфраструктурных сервисов, предоставляемых программным обеспечением среднего уровня (middleware).

В принципе, сервисы ИСЭП можно разделить на четыре широких класса:

Развитие архитектуры среды и интегрированных распределенных инфраструктурных сервисов облегчает формирование ИСЭП как единого целого, а не просто как набора независимых услуг. Такой подход предполагает особую роль инфраструктурных сервисов, направленных на достижение этой цели - таких, как сервис описания коллекции, сервис описания сервисов, один или более сервисов по разрешению запросов и ссылок и сервис персонализации (предоставление возможностей для создания, использования и хранения личных профилей отдельных пользователей). На последующих этапах формирования среды, очевидно, будет необходимо добавить такие сервисы, как: регистры метаданных, тезаурусы и термины, цены и условия предоставления услуг, эффективное управление интеллектуальной собственностью и ряд других.

Архитектура ИСЭП, с нашей точки зрения, должна базироваться на веб-сервисах, предоставляющих единую "точку доступа" к разнородным сетевым услугам, как локальным, так и удаленным. Базовые инфрастурктурные сервисы, которые призваны обеспечить доступ к разнообразным сетевым сервисам, включают автоматический поиск, сбор и оповещение. Ключевой является проблема метаданных, в частности, возможность согласованного представления метаданных от различных контент-провайдеров в интегрированной среде взаимодействия.

На рисунке приведена техническая архитектура ИСЭП на основе порталов, брокеров, агрегаторов и контент-провайдеров. Это компоненты необходимы для обращения к набору разделяемых инфраструктурных сервисов, включая аутентификацию, авторизацию, описание коллекции, описание сервиса, разрешения и пользовательских профилей. Основной объем взаимодействия пользователей на основе ИСЭП будет проходить либо путем использования непосредственно веб-сервисов контент-провайдеров, либо через порталы. Это будет обычный веб-трафик, основывающийся на HTTP и HTML, с использованием стандартных веб-браузеров. Между собой компоненты архитектуры будут взаимодействовать на основе WSDL, протокола сбора метаданных OAI и RSS, причем большая часть метаданных будет соответствовать простому Дублинскому ядру в записи XML. Естественно, реальная имплементация может отличаться от предварительных концептуальных соображений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе мы считали необходимым обратить особое внимание на настоятельную необходимость сосредоточить усилия на использовании современных ИКТ для создания единой среды взаимодействия для общественного сектора нашей страны. Необходимая совокупность программно-аппаратных стандартов, средств и технологий существует - а, значит, ситуация созрела и требует своего разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

1. The e-Government Interoperability Framework (e-gif) (http://www.govtalk.gov.uk/interoperability/egif.asp?order=title).

2. Practical Guide to Federal Enterprises Architecture (http://www.cio.gov).

3. The Distributed National Electronic Resource (DNER) (http://www.jisc.ac.uk/dner/).

4. Dublin Core (http://dublincore.org).

5. Информационные бюллетени московского представительства Microsoft (http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: ХохловЮ.Е., Арнаутов С.А. Среда взаимодействия для электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 308-310.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf24.html