Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ТРАДИЦИОННАЯ ЗАКРЫТОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ - ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ К «ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ»

Ю. М. Нестеров

Санкт-Петербургский общественный фонд «Информатика для демократии» (ИНДЕМ-СПб)
Санкт-Петербург

Приходится констатировать, что три необходимые составляющие демократической политической системы - демократическая структура органов власти, демократическая процедура их формирования и демократический порядок их деятельности - в ходе революционных изменений последнего десятилетия получили в России далеко не одинаковое развитие.

Демократизм структуры российских органов власти закреплен конституционным законодательством, в основе которого лежат идеи разделения властей. Демократизм процедуры формирования органов власти определяется постоянно совершенствуемым избирательным законодательством, в соответствии с которым не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации на основе прямых альтернативных выборов регулярно формируются органы исполнительной и представительной власти. И хотя скандалы, связанные с проведением выборов различного уровня в последние годы, существенно подорвали доверие россиян к самому институту выборов, все же этот институт неизменно находится в поле зрения политического класса.

С третьей же составляющей дело обстоит значительно хуже, поскольку деятельность самих органов власти еще весьма далека от демократических стандартов, и, что еще важнее, этой проблеме не уделяют должного внимания ни сама власть, ни политические партии, ни средства массовой информации.

Среди параметров, характеризующих органы власти, одним из важнейших является открытость их работы. В особенности это важно для органов представительной власти. Закрытость, непрозрачность работы законодателей выхолащивает саму сущность парламентаризма. Законодательные собрания сознательно превращают себя в корпорации. Избиратель лишается возможности судить о позиции конкретного депутата. Пропадает смысл политического структурирования органов представительной власти, поскольку фракции, не имея возможности контролировать соблюдение достигнутых договоренностей, перестают даже вступать в переговоры друг с другом. Между тем, как показывает предварительный анализ, регламенты и сложившаяся практика работы ассамблей не предусматривают публикацию для всеобщего сведения стенограмм заседаний, текстов внесенных законопроектов и результатов поименных голосований по важнейшим из них.

Не меньшее значение имеет и прозрачность деятельности органов исполнительной власти. Конкурсы по сдаче в аренду объектов недвижимости, как и тендеры по предоставлению городских заказов подчас носят формальный характер. Важнейшие распоряжения глав исполнительной власти, затрагивающие интересы сотен тысяч граждан, принимаются без их предварительного опубликования и обсуждения с заинтересованными организациями и лицами. Такое положение дел не только подрывает доверие граждан к избранным ими органам власти, но и является питательной средой для коррупции.

Информационная прозрачность органов власти определяется, как правило, нормативными актами более низкого уровня, чем законы - регламентами, положениями и т. п. Целесообразно дополнить федеральную целевую программу «Электронное правительство» пунктами, предусматривающими анализ регламентных норм и сложившейся практики работы органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Представляется актуальным внесение в федеральное законодательство (прежде всего - в ФЗ «Об общих принципах устройства органов государственной власти в субъектах РФ») дополнения, в котором прямо указывалось бы на недопустимость включения в нормативные акты органов государственной власти положений, ограничивающих право граждан на получение достоверной информации о деятельности этих органов власти, в том числе и о позиции, занимаемой депутатами органов законодательной власти, по важнейшим вопросам.

Структуры гражданского общества должны взять на себя подготовку проектов модельных нормативных актов (законов, регламентов, правил аккредитации журналистов, положений о порядке проведения общественных слушаний, положений о веб-сайтах органов власти и т. п.), обеспечивающих максимальную информационную прозрачность органов власти, и их продвижение (лоббирование) в органах власти.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Нестеров Ю. М. Традиционная закрытость деятельности российской власти - главное препятствие на пути к «электронному правительству» // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 293-294.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf17.html