Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

В.С. Комаровский

Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Москва

Успех деятельности электронного правительства определяется не только наличием технических средств, позволяющих структурам власти оперативно вести постоянный диалог с гражданами и объединениями граждан, но и наличием в обществе нормативно-правовых актов, обязывающих властные структуры функционировать на принципах «прозрачности», открытости своих действий и решений перед гражданами, наличием желания и воли реализовать соответствующие нормативно-правовые акты в повседневной деятельности, и не в последнюю очередь наличием в органах власти соответствующих организационных структур, в компетенцию которых входило бы обеспечение диалога власти и граждан (подразделений по связям с общественностью - PR).

Существует несколько моделей связей с общественностью. Новым техническим возможностям, прежде всего наличию разветвленной сети Интернет, в наибольшей мере соответствует модель двусторонней сбалансированной связи, которая предполагает истинный диалоговый характер связи граждан, их объединений и властных структур. Понятие «истинный диалог», как минимум включает:

а) инициатором связи, информационного контакта, взаимодействия может быть не только властная структура, но и граждане, объединения граждан;

б) истинный диалог начинается до принятия решений, на стадии его предварительной проработки. К примеру: французское законодательство о муниципальном управлении четко определяет, на какой стадии разработки решения его проект доводится до заинтересованных кругов общественности и через какие каналы.

Содействие электронному правительству, участие в процессах управления, выработки и реализации решений со стороны PR структур выражается:

Эффективность работы электронного правительства с точки зрения организации не замыкается на деятельность PR-структур. Задача PR структур в большей степени носит посреднический характер - организация диалога, создание атмосферы взаимного доверия. Анализ же поступающих предложений и их учет при выработке окончательного варианта решений требует специальных знаний и властных прерогатив. В то же время, очевидно, что частью этих прерогатив должны обладать и руководители PR-структур.

Эффективное электронное правительство невозможно при отсутствии взаимного доверия между гражданами и структурами власти, без достаточной степени информированности граждан о технологии работы властных структур; без развитости чувства гражданской ответственности у населения, без их готовности участвовать в решении общественных дел. Данные социологических исследований свидетельствуют, что россияне хотят быть «услышанными», но еще не готовы взять на себя часть ответственности за состояние общественных дел. Велика и степень недоверия россиян к институтам власти (исключая Президента).

Вместе с тем, создание на основе Интернет и других электронных средств на принципах, описанных в теории политических сетей, постоянно действующего механизма связи властных структур и граждан, их объединений; механизма диалога в процессах выработки и реализации решений, обеспечивающего их открытость и прозрачность, несомненно, будет способствовать как формированию атмосферы взаимного доверия, так и роста гражданской ответственности населения.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Комаровский В.С. Связи с общественностью как инструмент«электронного правительства» // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 289-290.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf14.html