Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ИНТЕРНЕТ В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ: ОПЫТ ВЫБОРОВ 1999-2000 гг.

Д.Г. Иванов

Российский государственный гуманитарный университет
Москва

Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг. оказали существенное влияние на развитие интернета в России. Политические инвестиции в сетевые СМИ, широкое распространение интернет-представительств субъектов политического процесса, использование интернета для осуществления информационных и пропагандистских операций - все это способствовало становлению российского интернета как средства политической коммуникации.

Включение интернета в качестве еще одного коммуникативного инструмента в существующую систему обмена смыслами между субъектами политического процесса было предопределено рядом факторов, решающим из которых был процесс медиатизации российской политики - фактического перемещения политической жизни в символическое пространство СМИ. Технологии формирования средствами массовой информации картины политической реальности были особенно востребованы в ходе выборов.

Социально-демографические особенности сетевой аудитории также серьезно повлияли на использование интернет-технологий в политических кампаниях. Несмотря на существенный рост числа пользователей интернета в России за последнее десятилетие, специфические черты сетевой аудитории оставались неизменными: неравномерное распространение интернета в масштабах страны (большое количество пользователей в столицах и малое - в регионах), а также активное освоение интернета «лидерами мнений» - элитными группами пользователей, среди которых доминировали журналисты. Последнее во многом повлияло на то, что массовая аудитория преимущественно получала сведения об интернете не напрямую, а из традиционных СМИ. Эта особенность способствовала активному использованию различными политическими субъектами в ходе осуществления информационных операций в интернете модели двухступенчатой коммуникации: интернет-проект (интернет-событие) в качестве импульса; отклик в традиционных СМИ; привлечение внимания целевых аудиторий. Подобная «посредническая» функция журналистского сообщества способствовала мифологизации интернет-среды в общественном сознании.

Распространение стереотипных представлений об интернете активно использовалось политическими субъектами для достижения необходимых имиджевых результатов. Особенно часто интернет в политике был востребован как олицетворение прогресса, символ будущего, воплощение технологий завтрашнего дня. В политических целях были использованы и другие мифы вокруг интернета, например, популярное представление об обилии компромата и порнографии в сети.

Миф о необходимости интернет-присутствия (наличия собственного сайта в интернете), распространившийся не только в бизнес-кругах, но и в среде политиков, породил феномен интернет-аутсайдерства. В конце 1990-х гг. возникло множество некачественно исполненных и безликих по содержанию сайтов, владельцы которых не совсем понимали, зачем они им нужны. К числу интернет-аутсайдеров во время выборов 1999 г. можно отнести «Единство», КПРФ, ЛДПР, НДР. На примере этих движений видно отсутствие зависимости качества интернет-представительств от политического статуса и общественного веса субъектов российского политического процесса. Результаты парламентских выборов не позволяют сделать вывод о том, что качество интернет-присутствия сколько-нибудь повлияло на электоральные предпочтения населения в масштабах страны: победителями стали «Единство» и КПРФ, в интернете представленные крайне невыразительно.

В период избирательной борьбы наиболее эффективным оказалось использование интернета не как средства информирования, а как инструмента политических технологий. Такой вывод позволяет сделать сравнение действий в сети СПС и «Яблока» во время парламентских выборов. «Яблоко» сделало ставку на развитие долгосрочного информационного проекта, что не оправдало себя в условиях динамичной кампании 1999 г. Правые же продвигали в СМИ своих лидеров как самых «сетевых» политиков и успешно манипулировали в ходе кампании темой интернета как среды обитания наиболее «продвинутой» части электората. В результате, несмотря на то, что сайт «Яблока» был создан раньше и по многим параметрам превосходил ресурсы правых, в общественном мнении именно Б. Немцов и С. Кириенко стали «главными интернетчиками» среди политиков.

После августовского кризиса 1998 г. политическая карьера Немцова и Кириенко была возобновлена при помощи интернета - разрекламированного в прессе процесса «виртуального партийного строительства». Политики активно использовали прием аппелирования к мнению пользователей интернета: движение «Россия молодая» подавалось Немцовым как «самозародившееся» в интернете, Кириенко выступил с проектом «Интернет-парламента», который должен был сформировать повестку дня Государственной Думы следующего созыва.

Действенность интернета как инструмента политтехнологий была подтверждена контрпропагандистской кампанией конца 1999 г. против блока «Отечество - Вся Россия». Информационная война против ОВР, ставшая основной интригой парламентских выборов, имела существенное отражение в сети. Противниками блока Лужкова-Примакова-Яковлева был создан ряд интернет-ресурсов, содержащих компрометирующую лидеров ОВР информацию (двойник официального сайта Ю. Лужкова - www.lujkov.ru, сайт-пародия к юбилею Е. Примакова - www.primakov.msk.ru и др.). Ставка на скандальность была крайне успешной: попытки ОВР противопоставить провокационным сайтам позитивные ресурсы практически не были замечены прессой. Негативную кампанию против Лужкова дополнял проект «Московская альтернатива», развернутый не столько для поддержки Кириенко как кандидата на пост мэра Москвы, сколько для критики системы управления столицей при Лужкове. «Московскую альтернативу» можно считать первым случаем комплексной политической кампании, в которой интернет-технологии использовались наряду с традиционными средствами public relations и рекламы.

Президентские выборы показали, с одной стороны, малую эффективность как инструментов коммуникации интернет-представительств кандидатов в президенты, а с другой - эффективность использования интернета в ходе информационных операций. Интернет-технологии были использованы, в частности, для формирования в общественном сознании представления о необходимости противостояния массовому протестному голосованию (накануне выборов по центральному телевидению продвигался любительский сайт «Кремлевская стена» - www.ussr.to/All/anit/vibor). Успешной была также кампания «Яблока», суть которой заключалась в продвижении в СМИ позитивных для Г.А. Явлинского результатов электоральных голосований сетевой аудитории (особенно - на сайте «Независимой газеты» - www.ng.ru).

Наиболее известными сетевыми проектами политических технологов стали сайты с данными exit polls, на которых в дни выборов публиковались результаты проводимых на избирательных участках социологических опросов (совместные проекты Фонда эффективной политики и Фонда «Общественное мнение»). Несмотря на то, что сверхпопулярными эти ресурсы стали в результате размещения на них «результатов голосования», главной задачей, которую они решали, было внедрение в экспертное сообщество интерпретаций итогов выборов еще до объявления официальных результатов. В декабре 1999 года идеологией сайта www.elections99.com был контроль за нарушениями в ходе голосования - имелись в виду, главным образом, нарушения со стороны блока «Отечество - Вся Россия». В марте 2000 года само название сайта - ВВП.ру - говорило о победителе выборов.

Обобщение опыта использования интернета как инструмента политических технологий в ходе парламентских и президентских выборов 1999-2000 гг. позволяет построить следующую типологию применявшихся технологий:

Следствием того, что интернет использовался в ходе выборов 1999-2000 гг. главным образом в качестве инструмента public relations, а не средства информирования, стало резкое снижение сетевой активности политических деятелей после президентских выборов 2000 г. и закрытие многих созданных ранее сайтов. Период между избирательными кампаниями стал «мертвым сезоном» для российского политического интернета. Можно предположить, что в ходе грядущих парламентских и президентских выборов фактическим стандартом станет формальное интернет-присутствие субъектов политического процесса (т.н. интернет-представительства); представляются также крайне перспективными тематические (ситуационные) информационные проекты и кампании. Вместе с тем изменение медиа-политической ситуации в России и развитие интернета как средства коммуникации, несомненно, приведет к изменению существующих и появлению новых технологий использования интернета в ходе выборов.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Иванов Д.Г. Интернет в России как инструмент политтехнологий: опыт выборов 1999-2000 гг. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 287-289.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf13.html