Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТКРЫТЫХ СЕТЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФРАСТРУКТУРАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

В.Е. Иванов

Департамент правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации
Москва

В июне 2002 года была открыта новая версия официального сайта Правительства Российской Федерации www.government.ru, полностью соответствующая новым требованиям к официальным Интернет-сайтам федеральных органов исполнительной власти, обозначенным в «Перечне регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет», который был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации № МК-П44-11243 27 июня 2001 года.

В новой версии сайта значительно расширена общая информация о деятельности Правительства, Председателя Правительства, его заместителей, добавлена материалы о функциях и структуре Аппарата Правительства, а также органах при Правительстве Российской Федерации.

Открылась третья новостная лента «В министерствах и ведомствах», отражающая самые последние и важные новости, поступающие из федеральных органов исполнительной власти. Предусмотрена и возможность для размещения видео-аудиоинформации.

Пользователи сайта, причем не только профессионалы, но и обычные граждане, могут теперь пользоваться информацией раздела «Нормативные документы», включающего более 20 тыс. актов Правительства Российской Федерации. Для удобства здесь работает современная система поиска и отбора информации.

На сайте была реализована попытка собрать и структурировать государственные Интернет-ресурсы России: в разделе «Каталог сетевых информационных ресурсов» представлена постоянно обновляемая и дополняемая информация об Интернет-сайтах федеральных, региональных и местных органов власти Российской Федерации.

Особо хочется остановиться на принципиально новом разделе «Интерактивные сервисы», который полностью посвящен обеспечению связи Правительства с населением и населения с Правительством. Здесь впервые реализована полноценная возможность для граждан России отправить официальный запрос в Правительство через сеть Интернет. Причем, согласно специально разработанному в Аппарате Правительства «Порядку рассмотрения обращений граждан, направленных через официальный сайт Правительства Российской Федерации», корректно отправленное электронное обращение полностью приравнивается к обычному, письменному. В «Порядке» оговорены конкретные сроки уведомления гражданина о принятии или не принятии его обращения к рассмотрению. В случае принятия электронному посланию присваивается оригинальный номер, после чего обращение пересылается в соответствующий орган исполнительной власти, о чем извещается и автор обращения. Почти все общение гражданина с «Отделом по работе с обращениями граждан» происходит в электронном виде, что позволяет значительно повысить оперативность получения ответов, а также экономит время и силы государственных служащих.

Открытие системы для обращений граждан в Правительство - это не единственное новшество, направленное на установление обратной связи с населением: предусмотрена также возможность проведения Интернет-пресс-конференций и обсуждений. Механизм их проведения в сети Интернет достаточно хорошо отработан; в подобных мероприятиях неоднократно участвовали и М.М. Касьянов, и его заместители.

Есть на сайте и раздел «Обсуждения», где также предусмотрены возможности создания интерактивных площадок для обсуждения наиболее значимых социальных проблем. Кроме общедоступных площадок, на которых, при соблюдении элементарных этических правил, сможет высказаться любой желающий, здесь предполагается проведение и закрытых (регистрируемых) обсуждений, которые будут «открываться» только по заявкам государственных структур. Для участия в таких обсуждениях будут приглашаться ученые, бизнесмены, политики, - все, кто может быть экспертом в обсуждаемой проблеме.

Технологии создания программного кода подобных разделов отработаны и не требуют специального описания. Но, как показывает зарубежный опыт организации интерактивных площадок на государственных сайтах, и по наблюдениям специалистов Департамента правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации, кроме организации обсуждений существует и проблема обработки и использования полученных результатов.

Как показал опыт, сам по себе факт организации интерактивных площадок в сети Интернет и получения некоего комплекса мнений и суждений интересен прежде всего с социологической точки зрения - то есть для изучения особенностей видения и понимания изучаемой проблемы (ситуации) населением или, как в описанном выше случае, - представительной, специально отобранной группой пользователей - экспертами. Чтобы получить такие знания, обычно применяют метод анализа содержания, или контент-анализ, при котором в основе выводов оказываются количественные показатели, связанные с частотой использования реципиентами идей, суждений, предложений и т.д. Такие данные позволяют зафиксировать и эмоциональный срез исследуемой проблемы.

Однако для системы управления такой материал зачастую оказывается недостаточным: как показывает опыт, самые ценные мнения и предложения могут попросту «утонуть» на фоне других, не столь важных, но «лежащих на поверхности» проблемы и потому привлекающих к себе внимание большинства респондентов.

Хороший результат показали технологии социально ориентированного управления, которые предусматривают более дифференцированный анализ изучаемых групп респондентов (и, соответственно, их ответов и реакций при опросах и прочих видах изучения), нежели при привычных, традиционных подходах. Так, кроме социально-демографических характеристик, вводятся такие параметры изучения респондентов, как социокультурные особенности (направленность интересов личности) и, главное, - социоментальные характеристики (навыки человека адекватно воспринимать и интерпретировать исходящий от коммуникатора текст, его желание и умение участвовать в процессе коммуникации).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Иванов В.Е. К вопросу реализации социально-диагностических технологий в открытых сетевых государственных инфраструктурахна основе анализа деятельности проекта «Электронное правительство» // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 286-287.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf12.html