Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

С.А. Дятлов

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Санкт-Петербург

Центральное место в информационном обществе занимает электронное правительство (Electronic Government), выполняющее важные функции по регулированию информационных отношений между основными субъектами и институциональными структурами. Среди целого ряда важнейших задач, выполняемых электронным правительством в условиях формирующегося глобального информационного общества, следует выделить такие важнейшие его составляющие, как обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам, предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам, осуществление электронных государственных закупок, содействие развитию интернет-экономики, регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса, осуществление дистанционных фискальных функций и налогового контроля, оказание дистанционных консультаций по трудоустройству работников, обеспечение комплексной информационной безопасности и др.

Понятие «электронное правительство» в широком смысле включает в себя следующие социально-гуманитарные и технологические составляющие:

В качестве обоснования необходимости и значимости реализации концепции электронного правительства выдвигаются следующие критерии:

Можно выделить несколько сегментов деятельности электронного правительства:

В рамках предлагаемой нами расширенной концепции электронного правительства правомерно не только предоставление правительственными организациями и учреждениями гражданам информации и услуг на безвозмездной основе, но и существование государственного электронного предпринимательства, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные услуги на возмездной основе и осуществляют электронные государственные закупки. В современных условиях правительство активно включается в сферу электронных взаимоотношений.

В связи с этим, наряду с традиционными видами B2B, B2C, можно выделить следующие новые виды электронной коммерции: G2B, B2G, G2C, G2G, A2C. При этом речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не только отдельным гражданам, а покупателям в широком смысле, включая частный бизнес, домашние хозяйства, общественные организации, местные администрации, правительственные учреждения и международные организации (Government-to-Business, Business-to-Government Government-to-Citizens, Government-to-Government, Administration-to-Consumer).

Важнейшей функцией электронного правительства является сбор налогов и штрафов через интернет. Предполагается, что в 2006 г. все уровни правительства в США будут собирать через Интернет 15% всех налогов и штрафов, что составит 602 млрд долл. В США, Великобритании правительство предоставляет налоговые льготы для развития систем электронной торговли. Федеральное правительство США на реализацию программы «электронное правительство» выделяет несколько миллиардов долларов.

Правительство Франции в 2001 г. объявило о намерении реализовать первую в мире систему A2C (administration-to-consumer) к 2005 г., в рамках которой предполагается все административные услуги гражданам предоставлять через интернет.

Мы считаем целесообразным применительно к сфере коммерческих отношений в среде интернет возложить осуществление комплекса законодательно-организационных, стимулирующих, контрольно-регулирующих и мониторинговых функций на специально создаваемое в структуре электронного правительства новое подразделение - министерство развития и мониторинга интернет-экономики.

Можно привести конкретные примеры, иллюстрирующие практические шаги в направлении реализации программы «электронное правительство».

В ведущих странах мира в последнее время разработаны международные и национальные программы перехода к информационному обществу. Например, национальные программы Великобритании «UK online», США «Национальная информационная инфраструктура», Франции «Government Action Program for Information Society», России «Электронная Россия», общеевропейская программа «eEurope», программа стран большой семерки «Государство он-лайн» и других стран.

В России, наряду с принятой федеральной программой «Электронная Россия», действие которой рассчитано на период 2002-2010 гг., разрабатываются соответствующие программы для крупных регионов и городов. Можно отметить такие программы, как региональная целевая программа «Электронный Санкт-Петербург», региональная комплексная программа «Электронная Сибирь». Распоряжением мэра Москвы еще в 2001 году было принято решение о разработке «Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу». Важнейшее место во всех этих программах отведено электронному правительству.

В настоящее время в Великобритании активно реализуется программа, составленная на основе положений «Белой книги по модернизации правительства» (Modernising Government White Paper). Полное название программы «Е-граждане, е-бизнес, е-правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» (Е-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age). Основная цель данной программы заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к Правительству информационного века.

В ряде стран (Австралии, Германии, Голландии, Канаде, Новой Зеландии, Португалии, Сингапуре, США, Швеции, Финляндии и др.) созданы официальные сайты правительственных служб, где можно просмотреть повестки дня, обсуждаемые на заседаниях вопросы, стенограммы докладов, законодательные акты, различные инструкции и комментарии.

Для успешного выполнения соответствующим департаментом электронного правительства возложенных на него регулирующих функций необходимо создание системы комплексного мониторинга интернет-экономики. Исходной базой для создания такой системы мониторинга является определение границ и сферы действия интернет-экономики, исследование ее свойств, пропорций, функций, выявление уровней, сегментов и элементов ее структуры.

Разработка, создание и запуск системы комплексного мониторинга интернет-экономики, являющейся наиболее динамичной составляющей современной хозяйственной системы, должны способствовать достижению стратегических целей устойчивого развития общества и обеспечению безопасной деятельности всех его институтов в XXI веке. Важнейшей задачей разработки такого мониторинга является выявление и выработка системы взаимосвязанных многоуровневых критериев, параметров, показателей и индикаторов интернет-экономики.

В рамках системы комплексного мониторинга экономики следует выделять такие его виды, как нано-, микро-, макро- и мега-мониторинг. Важнейшей задачей макро-мониторинга интернет-экономики является выявление ее системной проблематики на макро-уровне, которая представляет собой выявление и анализ сложного комплекса взаимосвязанных проблем, своего рода «узких мест», сдерживающих ее динамичное развитие и переход на траекторию устойчивого экономического роста.

Развитие электронного бизнеса, динамика интернет-экономики может характеризоваться целым набором показателей, параметров и индикаторов, которые могут быть классифицированы в соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них можно выделить количественные показатели, качественные показатели, показатели развития структуры, показатели сбалансированности, показатели эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и другие.

В первую очередь, следует выделить группу показателей, характеризующих объем ВВП, создаваемого в национальном секторе интернет-экономики в течение года (e-GDP). Основной составляющей e-GDP является показатель «общий интернет-доход» (Total Internet Revenues), в который в соответствии с выделяемыми в его структуре сегментами включаются следующие элементы: доходы интернет-провайдеров за предоставление доступа к интернет-ресурсам (Access-based revenue); доходы, получаемые за предоставление различных интернет-услуг (Service-based revenue); доходы от интернет-рекламы (Advertising-based revenue); доходы от интернет-коммерции (e-Commerce-based revenue).

Следует особо учитывать доходы, получаемые экономическими субъектами-инвесторами за счет покупки-продажи акций высокотехнологичных компаний на фондовых рынках, и дивиденды, получаемые владельцами данных акций. Важное значение имеют параметры, характеризующие тип, объем и структуру инвестиций в интернет-экономику и в ее отдельные сектора. Также необходимо определять объем государственных электронных закупок и предоставляемых правительством электронных услуг и др.

В процессе достижения стратегических целей информационного общества необходим управляемый переход к новой информационной концепции развития России, которую можно назвать Концепцией информационного лидерства. Важнейшую роль в механизме реализации данной концепции призвано сыграть электронное правительство, реализующее в информационную эпоху общественно значимые нравственно ориентированные цели.

Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 02-02-00240а).

Опубликовано: Дятлов С.А. Электронное правительство: понятие, структура, функции // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 283-286.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf11.html