Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Ю.И. Горский

Правительство Ленинградской области, Северо-Западная академия государственной службы
Санкт-Петербург

По мере развертывания программно-технических средств и расширения информационного присутствия в Интернете правительств зарубежных стран, центральных и региональных российских органов государственного управления проблемы их прозрачности и реализации потенциала электронного правительства постепенно выходят на первый план.

Большинство правительств, государственных учреждений занимались исключительно размещением информации в Интернете. Обилие информации, создавая впечатление прозрачности, зачастую камуфлирует действительное положение. Традиционные структуры, а также психологические установки значительной части работников органов государственного управления ограничивают прозрачность и реализацию потенциала электронного правительства. Проблема прозрачности в отечественной практике движения к электронному правительству не вышла на уровень стратегического планирования.

Начавшие появляться аналитические оценки состояния развития электронных правительств зарубежных стран отмечают, что государственные ведомства часто создают в Интернете точную копию организационных структур индустриального века, не заботясь об отличии в поведении пользователя сетевого терминала. Передовые страны (Канада, Сингапур) создают единые центры доступа и ориентируются на потребность пользователя в противоположность созданию сайтов, отображающих структуру государственных учреждений.

Оценки состояния выхода в Интернет российских региональных органов исполнительной власти и содержания их сайтов проводились нами с 1998 года. Анализ показывает, что существенные для граждан стороны организации и работы государственной службы не освещаются. В качестве примера приведем отсутствие информации о состоянии исполнения решений государственных органов, которая характеризует как состояние управляемости процессами в регионах, так и степень исполнительности государственных служащих. Положение здесь более закрытое, чем с информацией об исполнении поручений и указов Президента Российской Федерации, которая публикуется в прессе контрольным управлением администрации Президента.

Другим примером является отсутствие информации о конкурсах на замещение должностей государственных служащих, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и нацеленных на улучшение отбора на государственную службу. Это ограничивает возможность получения информации о планах идущих на государственную службу, а также возможное участие граждан и государственных служащих из других органов в таких конкурсах.

На одних и тех же региональных сайтах наблюдаются значительные различия в объеме, новизне и прозрачности данных для различных государственных комитетов, учреждений региона. По сути, они находятся на разных этапах движения к электронному правительству. Такие контрастные примеры встретились и на известном, отмеченном призами региональном сайте, где выделяется ведущая оперативная работа журналистов и трехлетняя отсталость информации по организации государственной службы.

Существенные стороны работы и оценки эффективности отечественной государственной службы остаются по-прежнему закрытыми для граждан. И проблема не сводится только к освоению сетевых технологий. Выход в Интернет пока качественно не изменил положения.

Ознакомление с опытом зарубежных стран показывает, что проблема прозрачности существует везде. В аналитических оценках присутствия государственных служб в Интернете выделяют три качественных уровня: 1) уровень публикации информационных материалов, 2) уровень интерактивного взаимодействия, 3) уровень реальных операций. Оценка прозрачности государственной службы при этом не выделена.

Для отечественной практики, видимо, имеет значение формирование набора критериев или стандартов, которые служили бы ориентирами для определения уровня присутствия в Интернете и прозрачности государственной службы. С целью начала формирования такой системы предлагаем некоторые критерии: 1) показатели управляемости, исполнения решений государственных органов, Президента России, губернаторов, 2) данные о степени представления в Интернете нормативных актов государственных органов, 3) наличие информации о конкурсах на замещение должностей государственной службы, 4) наличие возможности обращения для граждан через Интернет с запросами в государственные органы.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Горский Ю.И. Организация и прозрачность государственной службы при переходе к электронному правительству // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 274-275.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf08.html