Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: НИЖЕГОРОДСКИЙ ОПЫТ

Р.М. Бикметов

Нижегородский государственный технический университет
г. Нижний Новгород

В настоящее время Интернет становится все более распространенным средством политической коммуникации и одной из разновидностей предвыборных технологий в современной России. Его применение в политике вобрало в себя все достоинства и преимущества традиционных средств коммуникации (коммуникацию через средства массовой информации, коммуникацию через неформальные контакты), объединив в себе возможность непосредственного общения, оперативность, возможность обратной связи, масштабность и т.д. Интернет сегодня широко применяется на уровне федеральной политики: существуют официальные сайты почти всех федеральных органов власти, политических партий, многих известных политиков. В политическую коммуникацию все шире внедряются пресс-конференции и форумы посредством информационной сети, электронное голосование, электронная рассылка информации по подписке пресс-службами и PR-службами.

В региональной политической жизни Интернет только начинает активно использоваться, в том числе и в период предвыборных кампаний. В силу этого представляется интересным рассмотреть опыт применения Интернет в региональной политике на примере Нижегородской области, поскольку здесь проявились как позитивные, так и негативные последствия применения новых информационных технологий, и здесь достаточно четко обозначились проблемы использования новых технологий - правовые, политические, нравственные.

В Нижегородской области созданы сайты почти всех уровней и основных органов власти, по крайней мере, в областном центре. С конца девяностых годов открыты и действуют сайты администрации Нижегородской области, Законодательного собрания, мэрии Нижнего Новгорода, Городской думы областного центра, областной избирательной комиссии.

Нижний Новгород является также центром Приволжского федерального округа (ПФО). И с момента образования округа в 2000 году полномочный представитель Президента РФ в ПФО Сергей Кириенко достаточно активно использует возможности Интернет. Как правило, осуществление инициативных пилотных проектов начинается с информационной поддержки на сайте полпредства. Например, информация о реализации одного из наиболее масштабных проектов в области культуры - «Культурная столица округа» постоянно размещалась на специальном сайте полпредства. Одним из первых шагов полпреда в своей деятельности стало проведение кадрового конкурса на заполнение вакантных должностей в структуре органов управления ПФО. И этот конкурс на начальном этапе реализовывался через Интернет: претенденты подавали официальную заявку на участие в конкурсе и заполняли специальную анкету на официальном сайте полпредства (www.pfo.ru). К настоящему времени проведение «кадровых Интернет-конкурсов» стало рядовой практикой в деятельности полпредства. Стоит отметить, что такой достаточно нестандартный, по крайней мере, в сфере политики и государственного управления, метод решения кадровых проблем ярко демонстрирует преимущества современных информационных технологий: открытость, доступность (достаточно было в самом начале выйти на сайт полпредства и заполнить необходимые разделы заявки и анкеты), географическую масштабность (конкурс проходил во всех 15 субъектах федерации, входящих в ПФО).

В настоящее время этот опыт полпредства в кадровой политике тиражируется в регионе в разных формах, в частности, региональное отделение партии «Единая Россия» в 2002 году провело интернет-конкурс для заполнения вакансий специалистов в своем аппарате.

Возможности Интернет стали привлекаться в региональном избирательном процессе. Выборы губернатора Нижегородской области в 2001 году и мэра областного центра в 2002 наглядно продемонстрировали конструктивные и деструктивные возможности использования современных информационных технологий.

В период губернаторских выборов многие кандидаты открыли свои страницы в Интернет, которые использовались как дополнительное средство предвыборной агитации. Кроме веб-сайтов кандидатов, в период предвыборной кампании было реализовано несколько интернет-проектов. Одним из наиболее интересных и популярных стал сайт «Губернатор 2001», на котором размещались биографии кандидатов, последние новости о ходе предвыборной кампании, данные социологических опросов, а также проводилось голосование посетителей.

Если данный сайт «Губернатор 2001» был самостоятельным проектом, то другие сайты создавались как часть других, более масштабных проектов. Одним из них стал сайт «За честные выборы», являющийся частью инициативного проекта «МедиаСоюза». На этом сайте размещались данные правового мониторинга, нарушения Закона о выборах, законодательства о печати, которые допускались как кандидатами, так и региональными СМИ.

Также информация о ходе выборов размещалась в сети Интернет на страницах Областной избирательной комиссии, Нижегородского информационного агентства (НТА), Нижегородской службы новостей (НСН) и некоторых других информагентств. В ходе этих выборов Интернет позволил части избирателей не только получать оперативно информацию, но и принимать непосредственное участие в обсуждении хода избирательной кампании.

В отличие от губернаторских, выборы главы Нижнего Новгорода в 2002 году показали пример негативного, деструктивного использования возможностей Интернет. Оба тура голосования на выборах главы города Нижний Новгород в сентябре 2002 года сопровождались скандалами всероссийского масштаба, не менее скандальной была и сама предвыборная кампания. Выборы мэра Нижнего Новгорода в 2002 году большинство экспертов и журналистов характеризовали как беспрецедентные в плане применения так называемых «грязных предвыборных технологий», «черного пиара». Представители Центризбиркома на этих выборах характеризовали атмосферу в период кампании как «непростую» и даже «нервозную», а применявшиеся технологии были названы «не просто черным пиаром, а черным пиаром в квадрате».

Во время избирательной кампании был создан специальный сайт, являющийся частью проекта «Открытая социология», который реализовала известная нижегородская тележурналистка Валентина Бузмакова. На этом сайте публиковались данные социологических опросов Нижегородского отделения Института социологии РАН и многочисленные анонимные комментарии, носившие зачастую провокационный характер.

Главным объектом многочисленных провокаций и клеветы, как и год назад, когда проходили губернаторские выборы, был депутат ГД РФ Вадим Булавинов. Ему приписывалась инициатива переселения 15 тыс. чеченских беженцев в Нижний Новгород и строительства для них специального жилья. Агитационный материал одного из кандидатов, разоблачающего «чеченскую инициативу» Булавинова, был квалифицирован региональным представительством Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации РФ как «разжигающий национальную рознь». Против Вадима Булавинова и полпреда Сергея Кириенко была проведена крупномасштабная провокация, в ходе которой их обвинили в коррупционных связях с криминалитетом. Поводом к этому послужили материалы, размещенные на сайте компроматов (www.flb.ru). После этого на двух местных телекомпаниях стали транслироваться кадры из телефильма «Бандиты Нижнего», кассеты с которым были предварительно разосланы экспересс-почтой политикам, средствам массовой информации. Кроме того, был выпущен двухсоттысячным тиражом специальный номер журнала «Компромат.Ру», который вместе с кассетами бесплатно раздавался жителям города на улицах. Для пресечения распространения ложной информации приходилось вмешиваться правоохранительным органам, милиции, прокуратуре, ФСБ, которые выступали с опровержениями приводившихся фактов.

В данном случае ресурсы Интернета использовались в качестве первоисточника для распространения дезинформации, а затем уже каналом их распространения выступали традиционные средства массовой информации. Востребованность деструктивных технологий в избирательных кампаниях, и в текущем политическом процессе инициирует их применение в сфере интернет-технологий. Стоит подчеркнуть, что деструктивность применения Интернета связана не с самим характером и особенностями сети, а скорее с характером нынешнего общественного состояния.

Таким образом, информационные технологии все шире начинают использоваться в текущей политической жизни и в ходе предвыборных кампаний на региональном уровне. Однако неразработанность некоторых правовых аспектов использования Интернет, низкий уровень политический культуры, ангажированность большинства средств массовой информации и некоторые другие причины не позволяют в настоящее время в полной мере проявиться конструктивным возможностям новых средств коммуникации. Но позитивные примеры их использования демонстрируют, насколько неограниченно могут обогащать наши возможности.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Бикметов Р.М. Интернет-технологии в региональной политике: Нижегородский опыт // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 262-264.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-rGOVf03.html