Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И.Л. Кафтанников

Южно-Уральский государственный университет
Челябинск

Интернет, как любая сложная система, с одной стороны предоставляет множество новых возможностей в области информационных коммуникаций, но, с другой стороны, при использовании, эксплуатации такой сложной системы возникает ряд проблем, которые зачастую существенно ограничивают эффективность работы в ней.

Поскольку в интернет, как в системе, присутствует множество источников и приемников информации, и те и другие можно сгруппировать различными способами. В настоящем случае речь идет о взаимодействии информационных источников, которые можно отнести тем или иным способом к источникам научной или учебной информации, с одним приемником, обслуживающим запросы индивидуального пользователя, или группы индивидуальных пользователей. При этом в сети есть индивидуальные источники (сайты, статьи, страницы) и источники организаций, множество первоначальных источников и еще большее множество компилирующих источников. То же можно сказать и в отношении приемников, потребителей информации. Есть индивидуальные потребители и корпоративные (организации), хотя, в конечном счете, пользуются корпоративной информации индивидуумы - члены корпоративных систем. Таким образом, можно говорить об информационном взаимодействии различных типов:

У каждого из указанных типов взаимодействия есть свои правила, предпочтения, формы и условия общения и представления информации, в том числе и сформировавшиеся еще в досетевую эпоху. Очевидно, что у каждого клиента в сети существуют различные возможности (средства коммуникаций, ОС, браузеры с различной настройкой, финансовые возможности и т.п.).

Кроме этого следует заметить, что каждая поисковая машина использует различные алгоритмы и критерии поиска, отбора и формирования рейтингов сайтов, страниц и документов, причем эти алгоритмы и критерии недоступны.

Следовательно, можно констатировать вроде бы очевидную вещь - у каждого источника есть свой интерес, понимание и возможности предоставить информацию, у каждого приемника есть свой интерес, свои возможности и методы в получении информации. И в этом пересечении множества интересов и возможностей большинство пользователей сети барахтаются, используя различные вспомогательные средства, как разработанные другими, так и собственные, для спасения в информационных водах.

К первым относятся различного рода каталоги, средства поиска на сайтах, клиентские поисковые программы и т.п. Однако эти средства разрабатываются как универсальные средства, представляющие, в первую очередь, интересы источников информации, которые фактически рассматривают приемники, как среднестатистические, без какого-либо учета индивидуальных особенностей клиентов. Например, так созданы большинство каталогов информационных порталов, причем, что характерно, они с существенными различиями интерпретируют одни и те же понятийные сущности, участвующие в формировании структуры и наполнении каталогов. То же можно, видимо, сказать и об алгоритмах работы поисковых машин, как глобальных, так и на сайтах.

В отношении второго - индивидуальных методик и средств помощи при поиске в интернет данных крайне мало, хотя, казалось бы, индивидуализация поиска, подстройка его под нужды клиента есть задача первостепенная.

Одним из направлений в индивидуализации предпочтений (хотя и опять с массовой точки зрения) является поиск ассоциативных правил при массовых транзакциях типа покупок в супермаркетах. Здесь выявляются статистически значимые комбинации покупок и их различные распределения: например, если куплен такой-то товар, то будет куплен и такой-то товар, причем в субботу такая комбинация встречается чаще, чем во вторник и т.п.

Конечно, программные средства, реализующие обработку предпочтений, подобно вышеописанным, так или иначе реализуются на ряде информационных серверов, однако опять же речь не идет об индивидуальной настройке предпочтений и информационной заинтересованности.

Для обеспечения индивидуальных предпочтений и методик поиска информации речь может идти о некотором агенте, являющемся клиентским прикладным ПО, которое может также встраиваться или дополнять браузер пользователя. Предлагаемый агент обеспечивает многосторонний мониторинг предпочтений пользователя. В качестве функциональных направленностей указанного агента можно выделить следующий ряд предпочтений:

Указанные предпочтения могут быть определены как напрямую, заданием их пользователем с помощью модифицируемого меню, так и в результате интерактивного мониторинга действий клиента. В дальнейшем клиент при работе получает различного рода подсказки или уточняющие вопросы с тем, чтобы оптимизировать деятельность клиента в сети. То есть предлагаемый интеллектуальный агент представляет собой вариант электронного самообучающегося секретаря-эксперта.

Естественно, что техническое обеспечение предлагаемых функций различно по проблемам, возникающим при их реализации. Если, например, мониторинг сайтов и параметров взаимодействия с ними - сложная, но решаемая современными средствами проблема, то работа с документами и формирование дерева предпочтений в зависимости от их содержания требует решения технических задач в области семантической обработки документов. Методы и средства решения подобных задач не так уж разнообразны, тем более, когда речь заходит о практической реализации. На кафедре ЭВМ Южно-Уральского государственного университета ведутся работы в этом направлении, предложена модель семантики документа прагматической направленности, позволяющая решать ряд задач по семантической обработке документов World Wide Web, в том числе и при использовании в составе предлагаемого интеллектуального агента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rakesh Agrawal, Edward Wimmers A Framework for Expressing and Combining Preferences // Proc. of the ACM-SIGMOD 2000 Conference on Management of Data Dallas, May 2000.

2. Адомавичус Г., Тужилин А. Использование методов добычи данных для создания профилей потребителей // Открытые Системы, 2001. № 05-06.

3. Кафтанников И.Л. Коровин С.Е. Семантика World Wide Web - документа // Вестник Южно-Уральского государственного университета 2001. № 9 (09).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Кафтанников И.Л. Персонализация Интернет-взаимодействия // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 237-239.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r4f09.html