Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИНТЕРНЕТ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСТВА И ОБУЧАЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ

О.В. Шлыкова

Московский государственный университет культуры и искусств
Москва

Интернет можно рассматривать не только как уровень высокоскоростных технологий, но как историю имиджей, как искусство, образ декорации, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации: компьютерная графика, анимация, видео и т.д.

Из существующих подходов к Интернет как форме художественного выражения и творчества можно выделить несколько, каждый из которых оттеняет ту или иную ее грань.

Интернет художественно выражает и одновременно отражает художественное содержание. Например, цветы, картины и т.д. могут быть созданы без применения интернет-технологий, но последние используются для их транслирования.

Интернет - форма художественного выражения и творчества новыми средствами:

Культура каждого времени вырабатывает свою версию мира, определяя способы поведения, типы реагирования, формулы существования, т.е. психологический каркас личности, ее «интеллектуальный профиль». Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую ясную картину мира. Это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном, головокружительном круговороте собственной жизни [1].

Как отмечают исследователи Интернет, специалистам в области цифровых технологий придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно. Сугури Исизаки (Suguri Ishizaki), преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона, Питсбург (штат Пенсильвания), утверждает, что контент непрерывно меняется, а получатели информации находятся каждый в своих уникальных условиях. Поэтому методология проектирования «сверху вниз», являвшаяся основой массовой культуры на протяжении более столетия, уже неприменима. Чтобы успеть за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись, захочет прочитать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе. Эта мысль не менее интересно развивается Биллом Хиллом (Bill Hill), одним из руководителей компании MetaDesign из Сан-Франциско (штат Калифорния): задача дизайнеров заключается в том, чтобы заглядывать за границу нынешней культуры и осваивать опыт принципиально иного бытия, проистекающего в эмоциональном измерении [2, с.13].

В настоящий момент современные информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Антропологическую функцию они способны выполнять потому, что в производимом ими дигитальном продукте человек как в зеркале распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности и подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет зачастую по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным [3].

В этом смысле Интернет - это форма, которая выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий.

Поиски корней этой концепции канадская медиахудожница Катерина Либеровская предлагает вести, обратившись к истории западного искусства, хранящей многочисленные теоретические и практические предпосылки идеи слияния нескольких различных художественных форм в одну. В качестве подтверждения она приводит примеры среди направлений и движений различных эпох, например: античности с ее первыми моделями слияния различных художественных форм (устный рассказ под музыку, музыка и танец, различные сочетания театральных форм и т.д.) эпохи Просвещения и начала Нового времени (см. http://www.procontra.danet.ru/8101/procontra.htm [19.12.2000]), взяв за точку отсчета творчество Р. Вагнера и движение символистов в Европе, выстроенные на основе традиций Ренессанса, она продолжает исследование на примере футуристов, кубистов, конструктивистов и Василия Кандинского и др., высвечивая генезис концепции мультимедиа (а Интернет - это прежде всего гипермедийная среда) как дигитального способа выражения идей, развиваемых в искусстве разных времен, эпох и культур.

Интернет выступает не только новым средством, мультимедиа рождает новые формы художественного выражения и творчества. Сегодня рождается новое искусство, которое не находило перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д. Оно получило название сетевое искусство (NetArt), киберкультура. Компьютеры давно уже перестали функционировать в качестве счетных машинок, и людей, считающих, что их можно использовать только в программистко-информационных целях, становится все меньше.

Интернет осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средства создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства. Но он становится еще одним перспективным инструментом для всех искусств. И поскольку теперь художник может использовать его и как музыкант, и как писатель и даже как ученый, это обстоятельство приводит к идее пересмотра художественных ценностей.

Сегодня Интернет представляют собой не просто область, расширяющую возможности искусства, источник создания специальных эффектов для кино и музыкальной индустрии, но и альтернативную среду, способную по-новому реконструировать культуру и творить собственное искусство. Художники, использующие средства Интернет в своем творчестве, считают одним из основных преимуществ этого вида творчества открытость художественного пространства.

В Интернет создано огромное количество «арт-галерей», интерактивность которых заключается в том, что можно любоваться изображением в трехмерном пространстве, например, статуей с двадцати разных точек. Так, например, открытый в Интернет сайт магазина ювелирных изделий http://www.olin.ru позволяет вращать и рассматривать любое украшение со всех сторон, что существенно упрощает визуальную оценку данного специфического товара. Изюминкой сайта является ювелирный конструктор, при помощи которого можно создать украшение собственного дизайна и получить его в течение 36 часов с момента заказа (см. http://www.bizon.ru/newsarc.phtml/2001/10/30).

Интернет - не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В нем, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио- и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Он может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты.

Необходимо отличать сетевое искусство как от Web-дизайна (красочного оформления страниц), так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Произведение сетевого искусства чаще всего нефункционально: Web-страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер, - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д. Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог [4].

Эволюция Интернет-технологий изменяет привычные взгляды на мир, искусство, бытие, размывает границы между искусством и технологиями, требуя от специалистов междисциплинарной подготовки.

Повсеместная компьютеризация и интернетизация свидетельствуют о том, что в обыденном сознании сформировался определенный образ мира, в основании которого заложена идея о возможности охвата данными процессами разных сфер науки и практики и их радикальной перестройки. При этом ценность интернетизации заключается прежде всего в оперативном и интерактивном способах передачи знаний.

Вся система образования, в том числе и вузовского, зависит от использования Интернет-технологий в организации учебного процесса всеми субъектами образовательной деятельности: студентами, преподавателями, учеными, работниками управленческого аппарата, специалистами компьютерного и информационного обеспечения. Уже сегодня трудно представить себе учебный процесс без этих понятий (даже если это пока происходит во многих случаях только на теоретическом уровне).

Вопросам целесообразности использования современных Интернет-технологий, в сфере образования в частности, посвящено множество публикаций и исследований. Обобщая рассматриваемые и развиваемые в этих публикациях материалы, можно прийти к выводу о том, что проблематика информационно-компьютерной поддержки в целом в сфере образования в собственно-концептуальном плане характеризуется следующими направлениями:

1) Интернет технологии как объект и предмет изучения;

2) Интернет как средство повышения эффективности педагогической деятельности;

3) Интернет как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности обучаемого и обучающего;

4) Интернет как инновационное средство учебно-проектной деятельности;

5) Интернет как компонент системы образовательно-педагогического управления.

Принципиально важной при построении парадигмы образования нового тысячелетия является интеграция всех вышеперечисленных направлений с учетом взаимосвязей и взаимодействий внутренней и внешней среды.

Для того, чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры и образования, необходимо знать, что она собой представляет, какие формы коммуникаций, услуг представляет виртуальное культурное пространство, ознакомиться с его ресурсами. В Московском государственном университете культуры и искусств для студентов библиотечно-информационного факультета и факультета менеджмента и социально-информационных технологий создан цикл дисциплин, основная задача которых - познакомить студентов с подходами к Интернет как социокультурному феномену, а также с рынком ресурсов и услуг Интернет, средствами их разработки, проектами и формами международного сотрудничества в области электронной культуры. При этом курсы не замыкаются на теоретической составляющей, а предполагают участие студентов в реальных Интернет-проектах.

Включаясь в учебный процесс, где преподаватель использует инновационные формы обучения (сетевые инициативы, электронные учебные пособия, разноуровневое и модульное обучение), студент начинает применять для решения учебных задач наряду с традиционными и нетрадиционные формы обучения, в том числе Интернет/Интранет ресурсы и услуги. Тем самым студент становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что принципиально важно в педагогике сотрудничества.

На реализацию новых педагогических подходов к организации учебного процесса нацелены мастер-классы, проводимые совместно с крупными компаниями и информационными учреждениями, которые являются разработчиками Интернет-ресурсов, или организациями, библиографирующими и продвигающими их для пользователя.

Среди сетевых инициатив студентов МГУКИ можно назвать участие в разработке сайта, освещающего культурную программу летних юношеских олимпийских игр в Москве 2002 г., участие в работе мастер-класса в рамках международной конференции EVA '2002 «Мультимедийные технологии в культуре и образовании», совершенствование сайта вуза и др. Практика обучения аспирантов и стажеров из зарубежных стран в МГУКИ делает разнообразной тематику как научных, так и проектных работ: например, Ахмат М. Абтакабо (Республика Чад) «Подготовка кадров документационного профиля во франкоязычных странах Африки»; Джордж Тамбу (Камерун) «Использование новых технологий в освоении культурного наследия Камеруна», разработка модели виртуального музея Камеруна; Ильхам Салех (Иемен) «Сравнительный анализ процессов информатизации и интернетизации сферы культуры в России и Йемен» и др.

На наш взгляд, такого рода интерактивные формы обучения, применяемые в рамках вышеперечисленных форм обучения способствуют развитию созидательной деятельности обучаемых, а также качественному освоению конкретных учебных дисциплин.

Ряд студенческих работ, связанных с сетевой инициативой и разработкой мультимедийных ресурсов в области культуры, предлагается продемонстрировать на конференции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2000. 103 с.

2. Гордиенко И. Сладость снов вне офиса // Компьютерра. 1999. №47 (23 нояб.) С. 16.

3. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? (http://www.synergetic.ru/ philosophy/ index.php?article =virtual)

4. Лялина О., Шульгин А. Сети для художника // КоммерсантЪ-Дейли. 1996. 27 сент. Тоже см. Интернет и киберкультура в России: Сб. статей (http://www.zhurnal.ru/netart/ links/nets.html)

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Шлыкова О.В. Интернет как форма творчества и обучающий инструмент // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 217-220.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f41.html