Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЬЮТОР В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.И. Стригун, В.А. Стригун

Институт управления и экономики
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Применение компьютера в образовании как инструмента учебного процесса - актуальное направление современных исследований в образовании. Контроль усвоения знаний - важнейший элемент обучения, который при современном состоянии компьютерной техники давно должен быть компьютеризирован. Но, несмотря на рост возможностей компьютеров, алгоритмы и методики контроля знаний практически не изменились со времен применения первых компьютеров для этих целей.

Основным инструментом контроля и по настоящее время остаются вопросы дихотомического типа, простые или расширенные. Из известных типов диалога (простой запрос, запрос с синтаксисом для ответа, запрос для выборочного ответа (меню), запрос для выборочно конструируемого ответа, команда, и запрос для ответа на естественном языке) первые четыре относятся к запросам дихотомического типа. Наиболее часто применимым типом диалога в системах контроля знаний является меню. Видимо, в силу простоты его реализации, на меню приходится почти 100% всех контрольных вопросов в любых тестах. Разработаны специальные методики формулирования подобных тестов, но решать насущные педагогические задачи при применении подобных тестовых систем, очень сложно.

Дело в том, что тип диалога «меню» и тесты, построенные на его основе, - очень грубый и приблизительный инструмент контроля знаний. Во многих случаях преподавателю требуется огромная изобретательность при поиске и подборе дистракторов. Иной раз применение меню бывает крайне нецелесообразно или вообще невозможно. Особенно остро ограничения, присущие дихотомическим вопросам, ощущаются в области преподавания дисциплин гуманитарного направления.

Выход может быть найден в том, чтобы научить машину распознавать свободно конструируемые ответы обучаемого на вопросы открытого типа. Наиболее известные попытки реализации таких возможностей основаны на проверке прямого совпадения введенного с клавиатуры ответа обучаемого с имеющимся в машине образцом или на поиске определённых дескрипторов. Такие попытки тоже ненамного приблизили решение проблемы. Решение принципиальных вопросов распознавания семантики высказываний и построение на этой основе систем учебного назначения пока еще проблематично.

Тем не менее, распознавание семантики свободно конструируемых ответов обучаемого в контексте заданного вопроса, и построение на этой основе компьютерных тьюторов вполне возможно. Это распознавание основано на логико-дескриптивном анализе. Имея в распоряжении программные средства построения анализаторов таких ответов, можно строить адаптивные диалоговые структуры, моделирующие обучающий диалог преподавателя со студентом.

Одним из таких инструментов является автоматизированная обучающая и экспертная система POLARIS. Ее функциональные возможности позволяют создавать компьютерные тьюторы, которые способны взять на себя большую часть рутинной работы преподавателя по контролю усвоения знаний аудиторией. Задачи по выявлению уровня незнания и его конкретизации, разъяснению основных положений учебного материала по результатам контроля в каждом элементарном акте диалога индивидуально каждому обучаемому, сбору и обработке контрольной информации может взять на себя компьютерный тьютор. Разработаны методика и технология создания таких тьюторов и методика проведения компьютерных тьюториалов. Эти методики многократно опробованы.

Наиболее широкое применение компьютерные тьюторы найдут в системе открытого образования. Задачей авторов является приобщение широкой педагогической общественности к новой технологии. В свою очередь авторы уверены, что интеллектуальные компьютерные тьюторы станут неотъемлемой и важнейшей частью учебного процесса в будущем. А преподаватель-разработчик таких тьюторов займет центральное место в системе подготовки специалистов, наряду с авторами известных монографий.

Макет работы сетевого семантического анализатора свободно конструируемых ответов на открытый вопрос представлен на http://mathmag.spbu.ru:8080/logic/

Насыщение учебного процесса компьютерными интеллектуальными тьюторами позволить эффективно решать педагогические задачи контроля усвоения знаний путем широкого применения методик интерактивного обучения для большого круга удалённых слушателей. Это позволит существенно повысить качество подготовки студентов, как в системе открытого образования, так и при традиционных формах обучения. Особую эффективность следует ожидать в сферах экстерната, дистанционного и открытого образования, единого государственного экзамена.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Стригун А.И., Стригун В.А. Компьютерный тьютор в гуманитарном образовании // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 214-215.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f38.html