Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ СПБГУ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

С.С. Пивоваров, Е.О. Феофанова

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Система открытого образования РФ (ОО РФ) практически представляет собой совокупность образовательных ресурсов, представленных разными учебными заведениями. Образование в рамках системы ОО РФ подразумевает, что учащийся или студент самостоятельно выбирает набор образовательных программ, то есть выстраивает образовательную траекторию, которая никак не связана с конкретным учебным заведением. Это - положительный момент развивающейся системы ОО.

Однако на сегодняшний день традиционно понятие образования и его уровень связываются с конкретным образовательным учреждением или определенной научной школой. Поэтому при формировании структуры ВП Академической гимназии (АГ) СПбГУ мы следовали идее сохранения специфики образовательного процесса, сложившегося в стенах гимназии.

Открытие образовательным заведением Виртуального Представительства (ВП) в системе ОО РФ означает начало процесса создания специализированной информационно-образовательной среды (ИОС). Понятие ИОС объединяет:

Таким образом, открытие Академической гимназией СПбГУ ВП означило начало новой, наряду с традиционной, научно-методической деятельности, как преподавателей гимназии, так и учебно-вспомогательного состава.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, как правило, сопровождается определенными трудностями, связанными с изменением формы подачи материала, с изменением методики преподавания. Поэтому Междисциплинарным центром СПбГУ, обеспечивающим методическую поддержку создания ВП, была подготовлена серия семинаров для преподавателей гимназии, обеспечивающих развитие ВП на первом этапе. Цель семинаров состояла в формировании нового мышления преподавателей гимназии и подготовке их к работе на новом методическом уровне. Программа семинаров включала как освоение общих концептуальных вопросов интеграции ИКТ в образовательный процесс, так и практические занятия по подготовке информационных ресурсов в регламентируемых системой ОО РФ форматах.

Особый интерес преподавателей гимназии, в частности, вызвали следующие семинары:

Кроме того, внимание было уделено обучению преподавателей АГ технологиям дистанционного обучения, то есть подготовке учебных курсов в специальных средах, в частности в среде WebCT.

Вторая проблема организации научно-методического сопровождения ВП состояла в подготовке администраторов и редакторов. На этих специалистов возлагается весьма нетривиальная задача -библиографическое описание информационного ресурса, загрузка его в ВП, сопровождение учебного процесса при использовании пользователем ВП. Поэтому для подготовки специалистов гимназии, на которых возложены эти функции, также был разработан специальный курс.

Необходимо отметить, что создание ВП в системе ОО РФ предполагает особую подготовку административно-руководящего ядра гимназии, так как открывает новые возможности для развития ее научного, просветительского и культурного потенциала. Речь идет об анонсировании конференций, семинаров, праздников, а также публикаций сотрудников гимназии.

Результатом деятельности преподавателей и сотрудников по развитию ВП являются размещенные в нем информационные ресурсы: http://spbu-classical.openet.ru/University.nsf/Index.htm!Open&Menu=VPMain&VPID=807. В целом, анализ совместной деятельности гимназии и Междисциплинарного центра по разработке и созданию ВП Академической гимназии показал актуальность и необходимость дальнейшего научно-методического сопровождения развития ВП центром.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Пивоваров С.С., Феофанова Е.О. Особенности реализации модели виртуального представительства академической гимназии СПбГУ в системе открытого образования РФ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 210-211.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f35.html