Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

КОНСАЛТИНГ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ - НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

М.В. Моисеева, В.А. Кривощёков

Институт общего среднего образования РАО
Институт развития информационного общества
Москва

Дистанционное обучение является очень востребованным и модным направлением развития современного образования. Дистанционное обучение, появившееся сравнительно недавно, позиционируется среди прочих существующих систем обучения (очной, заочной, самообразования и т.д.) как самая открытая и свободная система, или обучение, предполагающее равенство образовательных возможностей для всех желающих получить образование.

Однако, в условиях стремительной смены информационных потоков в России, проходящей на фоне общего роста объема информации в различных сферах жизни человеческого общества, каждый член этого общества практически ежедневно сталкивается с проблемой ... выбора. Если мы говорим о системе образования, то это выбор наиболее подходящей формы обучения, образовательного учреждения, города, где оно находится, специальности или направления обучения, программы обучения, учебных пособий, преподавателя, ведущего обучения, страны, где учиться, и пр.

Получив свободу выбора по всем этим направлениям обучения, учащийся и его родители приобрели новую форму ответственности - ответственности за верный выбор, за качество своего обучения, за умение выработать для себя самого индивидуальную образовательную траекторию с учетом уже имеющегося образования, личностных интересов и предпочтений, профессиональной ориентации. Это становится еще более важным, если мы будем рассматривать дистанционное обучение как неотъемлемую часть системы непрерывного образования - каждому человеку, желающему добиться успеха в жизни, теперь придется учиться всю жизнь, постоянно совершенствуя и обновляя свои знания и умения.

К сожалению, абитуриентам и студентам, желающим получить действительно качественное дистанционное образование и признаваемый будущими работодателями диплом государственного образца, сложно сориентироваться в предложениях многочисленных «виртуальных», «всемирных», «международных», «открытых» и «дистанционных» университетов, как грибы после дождя появившихся в российском секторе Интернет за последние два-три года.

Но только ли ученики и их родители стоят перед подобным выбором? Отнюдь!

Перед сложным выбором сейчас стоят и преподаватели высших учебных заведений. Помимо выбора программ и учебных пособий, преподаватели университетов, сталкиваясь с системой дистанционного обучения, должны принимать решения по методам и формам обучения, которые они используют для работы со студентами, они должны сориентироваться в отечественных и зарубежных программах вузовского дистанционного обучения, а также в том, что происходит в системе образования в целом.

Примером может служить ситуация со статусом дистанционного обучения в России. В последних документах Министерства образования РФ, посвященных дистанционному образованию, дистанционное обучение называется «технологией обучения», а не формой обучения, равноправной очному, заочному и прочим существующим формам образования. В чем таится опасность? В том, что, не рассматривая дистанционное обучение как комплексную образовательную систему, включающую в качестве компонентов вполне определенные цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, а также предполагающую взаимодействие преподавателя и обучающихся в контексте выбранной концепции обучения, авторы такого подхода ставят среднестатистического преподавателя перед очень сложным выбором.

К сожалению, типичной ситуацией становится перекладывание ответственности за разработку дистанционных курсов и программ, за выбор форм и методов обучения, осуществление учебного процесса с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий напрямую на плечи преподавателей, абсолютно не готовых к этой работе и не владеющих основами обучения на дистанционной основе.

Таким образом, чем больше преподавателей российских вузов оказываются перед выбором, тем больше им требуется методическая помощь и своевременное информирование и консультирование по вопросам, касающимся дистанционного обучения. При этом, еще раз подчеркнем, что речь идет прежде всего не о технических аспектах дистанционного обучения, а именно о методике, об организации занятий, о разработке учебных материалов, о том, как работать со студентами в условиях специфической коммуникационной среды Интернет и пр.

Выходом из создавшейся ситуации может быть, по видимому, создание консалтинговых центров, примером которых может стать Консалтинговый центр, создаваемый в поддержку проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и Института развития информационного общества (ИРИО) «Создание системы подготовки преподавателей вузов использованию дистанционных методов в обучении». Создание консалтингового центра в рамках данного проекта подразумевает, прежде всего, осуществление поддержки разработчиков дистанционных курсов и преподавателей, ведущих обучение дистанционных групп учащихся по всем текущим вопросам, что может осуществляться в следующих режимах:

Помимо этого, консалтинговый центр, создающийся в рамках данного проекта, имеет виртуальное представительство, включающее такие разделы как:

Для организации обратной связи с теми, кто будет обращаться в данный консультационный центр, на сайте предусмотрены такие формы, как:

Предполагается, что консалтинговый центр будет оказывать поддержку по следующим направлениям:

Разработчикам дистанционных курсов:
- выбор оболочек для создания дистанционных курсов;
- технология организации курсов в условиях Интернет;
- создание учебных мультимедийных средств;
- создание системы тестирования и пр.
Преподавателям дистанционных курсов:
- формы и методы дистанционного обучения;
- использование электронной оболочки для организации учебного процесса;
- проблемы повышения мотивации в сети;
- контроль учебной деятельности;
- повышение квалификации в области дистанционного обучения и Интернет-технологий и пр.
Студентам:
- приемы эффективной работы по дистанционному курсу;
- особенности коммуникации в сети;
- эффективная работа в виртуальной группе;
- работа с поисковыми системами и ресурсами Интернет и пр.
Образовательным учреждениям:
- помощь в разработке концепции дистанционного обучения в вузе;
- проведение тематических семинаров и конференций по дистанционному обучению;
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в форме дистанционного обучения;
- создание информационно-образовательной среды для дистанционного обучения;
- проведение технических и экономических расчетов проектов, связанных с дистанционным обучением;
- методика оценки эффективности дистанционного обучения;
- создание интегрированных международных курсов и программ дистанционного обучения.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Моисеева М.В., Кривощёков В.А. Консалтинг в дистанционном обучении - новый этап развития российского рынка образовательных услуг // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 201-203.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f31.html