Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Д.В. Митрофанов, А.Ю. Лексин

Владимирский государственный университет
Владимир

В настоящее время, когда поток информации постоянно возрастает, становится все труднее принимать управленческие решения. Подобные проблемы существуют во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовательной.

Поэтому встала задача построения интерактивной системы (комплекса) мониторинга образовательных ресурсов, которая должна обеспечивать:

Поскольку основным свойством объектов мониторинга является их динамичность, то построение информационной системы подобного типа в сфере образования, которая находится в постоянном развитии и совершенствовании, вполне обусловлено. При этом очевидны такие характеристики мониторинга, как сфера применения, средства и способы сбора информации, пользователи этой информации, цели и решаемые задачи и др.

Была определена структура комплекса. В данном случае по всем параметрам наиболее подходящей является трехуровневая архитектура. Три уровня (с позиции программирования) - это хранение, обработка и представление информации. Идея заключается в том, чтобы не смешивать эти три составляющие. Общая структура разрабатываемой системы:

1 уровень - Интернет-сайт - это фактически пользовательский интерфейс, где осуществляется ввод и отображение информации;

2 уровень представлен серверным приложением, здесь реализуется бизнес-логика системы - обработка информации из баз данных;

3 уровень - хранение набора баз данных.

Основной базой данных (БД), на которой основано функционирование всего комплекса, является БД образовательных учреждений (ОУ). В нашем случае она содержит, например, общие данные по учреждению (его название, тип, адрес и др.), элементы реестра недвижимого имущества (площадь, количество этажей, износ и др.). Необходимо заметить, что этот набор может неограниченно изменяться - например, можно добавить информацию о преподавательском составе, учащихся, финансовые и любые другие параметры, необходимые для анализа состояния сферы образования. Соответственно будет увеличиваться набор мониторинговых параметров, и возрастать качество оценки.

Вспомогательная БД содержит ГИС-информацию.

Для реализации динамического мониторинга БД ОУ должна иметь динамически изменяемую структуру, что поддерживается созданным серверным интернет-приложением.

Приложение имеет блочную структуру (состоит из нескольких блоков). Каждый блок выполняет присущий ему набор функций. Можно выделить следующие только ключевые блоки: администрирование пользователей, администрирование баз данных, обработка информации и мониторинг.

Отдельной задачей при разработке системы стала иллюстрация мониторинговых показателей с использованием ГИС-информации. Поскольку существующие программные пакеты дороги, то были разработаны два подхода к решению этой проблемы. В первом случае публикуется редко изменяющаяся ГИС-информация (например, карта области) из БД готовых карт. А во втором - на основе имеющихся шаблонов генерируется необходимая картинка.

Итак, в ходе выполнения работы:

Таким образом, была осуществлена попытка построения автоматизированной системы мониторинга образовательных ресурсов. Эта система позволит анализировать состояние системы образования региона в текущий момент, отслеживать динамику ее развития с течением времени и прогнозировать влияние на нее реформ, демографических, социально-экономических и других факторов. Система построена с использованием «открытой архитектуры», что позволит расширять имеющуюся базу данных и набор средств ее анализа и обработки.

На данный момент в системе учтено достаточно большое количество параметров и индикаторов мониторинга, список которых возможно изменять и пополнять. Она обладает удобным пользовательским интерфейсом, включающим визуализацию результатов статистической обработки параметров мониторинга. Очевидно, что данный комплекс можно адаптировать как к отдельному региону России, так и к образовательной сфере всей страны.

Таким образом, информационно-аналитический комплекс имеет большое будущее для применения, как на местом, так и на федеральном уровне.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Митрофанов Д.В., Лексин А.Ю. Информационная система мониторинга образовательных ресурсов в Интернете // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 200-201.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f30.html