Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

В.А. Кривощёков, М.В. Моисеева

Институт развития информационного общества
Институт общего среднего образования РАО
Москва

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного доклада является ознакомление широких слоев педагогической общественности с ходом реализации проекта «Создание системы подготовки преподавателей вузов использованию дистанционных методов в обучении». Это проект выполняется авторским коллективом Института развития информационного общества (ИРИО) по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК) с марта 2002 года.

Необходимость подобного проекта обусловлена несколькими причинами. Среди наиболее важных назовем необходимость осуществления целенаправленных и скоординированный действий университетов по преодолению разрыва, существующего между лучшей мировой практикой в сфере образования, основанной на современных достижениях в области педагогических технологий, и темпами развития образовательной системы в России. Помимо этого отметим рост негативных тенденций в развитии системы отечественного образования, обусловленный недостаточным финансированием, не позволяющим улучшать технологическую инфраструктуру университетов, а также слабостью существующих связей между университетами.

И все же ключевым фактором, непосредственно влияющим на реальный эффект проведения реформ в сфере высшей школы, является профессиональная компетентность вузовских специалистов - преподавателей, методистов, руководителей инновационных проектов, авторов и разработчиков программных средств учебного назначения и курсов дистанционного обучения и т.д. Однако за последние годы в России практически перестала функционировать государственная система профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, которая некогда была основана на регулярном (с интервалом в пять лет в течение 6 месяцев) тренинге каждого преподавателя в ИПК. Основной моделью обучения была очная передача информации с очень слабым взаимодействием (обратной связью) с самими обучаемыми.

Развал государственной системы повышения квалификации ППС пришелся именно на тот важный период в развитии российского университетского образования, когда условиями выживания того или иного учебного заведения, эффективности внедрения тех или иных педагогических и технических инноваций, стала профессиональная компетентность специалистов, работающих в вузе, в области:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Таким образом, мы видим, что назрела необходимость скорейшего воссоздания на качественно ином технологическом уровне системы повышения квалификации ППС. С внедрением в неё Интернет-ориентированных дистанционных технологий обучения можно не только восстановить, но поднять качество переподготовки ППС на новый уровень. Создание эффективно действующей системы повышения квалификации вузовских специалистов, позволяющей разобраться в особенностях создания и проведения дистанционных курсов, может значительно повысить эффективность дистанционной работы в уже существующих центрах повышения квалификации ППС, а также новых, появившихся за последние годы. При этом немаловажным является относительная доступность Интернет для рядовых преподавателей вузов.

За последние годы с помощью средств различных доноров (фонд Сороса, IREX, Прожект Хармони Инк. и др.) во многих вузах созданы современные Интернет-центры, улучшено состояние информационных сетей и проведено оснащение компьютерными классами с высокопроизводительными компьютерами. Постепенно растет количество вузовских преподавателей, имеющих домашние персональные компьютеры, подключенные к Интернет.

Таким образом, использование дистанционных Интернет-технологий при создании современной общероссийской системы повышения квалификации ППС российских вузов позволит:

СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ППС

В рамках образовательного проекта НФПК была выбрана стратегия на межвузовское сотрудничество и создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей создавать различные по содержанию и продолжительности обучения курсы повышения квалификации для ППС. Такой средой была выбрана электронная оболочка VLE (Virtual Learning Environment), которая является удобным инструментом как для дистанционного обучения удалённых групп и отдельных слушателей (адаптирована к низкоскоростным линиям связи), так и для создания электронной учебной среды отдельного вуза при решении задач очного обучения: электронные учебники, системы тестирования, функции форума. В настоящий момент эта электронная оболочка используется в 30 вузах России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Помимо этого, уже существует международная ассоциация вузов, использующих эту оболочку, действующая в рамках проекта «Виртуальный университет Европы и Центральной Азии», толчком к реализации которого стали инициативы Института Всемирного Банка в области развития дистанционного образования.

СИСТЕМА КУРСОВ ДО В ПРОЕКТЕ НФПК

Работы по созданию дистанционных курсов для ППС идут с начала 2002 года. В качестве концептуально основы создания системы ДО для повышения квалификации ППС была выбрана концепция ДО, созданная в Лаборатории ДО Института общего среднего образования Российской Академии Образования [1, 2]. Данная концепция отличается от прочих, существующих в настоящее время в российском образовании, пониманием дистанционного обучения как полноправной системы обучения с присущими такой системе специфическими формами, методами, средствами обучения и пр. Главное в подобной системе - управляемость учебного процесса и осуществление постоянных контактов между преподавателями и обучаемыми. Кроме того, при создании системы курсов для ППС большое внимание уделялось использованию новых педагогических технологий, предполагающих работу в сотрудничестве, создание виртуального учебного сообщества, сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы учащихся и пр.

По заказу Национального фонда подготовки кадров в рамках проекта «Создание системы подготовки преподавателей вузов использованию дистанционных методов в обучении» разрабатываются следующие учебные модули:

Разделение целевой аудитории специалистов вузов, проходящих обучение, на две группы - разработчиков и преподавателей - было введено не случайно. Российскими вузами накоплен к настоящему времени определенный опыт создания дистанционных курсов. Однако далеко не любой среднестатистический преподаватель вуза может работать на них «дистанционным преподавателем» и общаться со слушателями в новой для себя информационно-образовательной и коммуникационной среде. Этому преподаватель должен учиться специально. То же самое касается и авторов-разработчиков Интернет-ориентированных дистанционных курсов. До сих пор бытует практика создания веб-курсов на основе имеющихся в наличии у вуза учебных пособий, без какой-либо их дополнительной переделки. Эффективность подобных «Интернет-версий» учебных пособий крайне низка. Изменить же ситуацию можно только в случае, если все разработчики дистанционных курсов будут владеть основами методики и дидактики дистанционного обучения, понимать суть учебного процесса и специфику организации учебного материала для самообразования, управляемого фронтального и группового учебного процесса и т.п.

В создаваемом курсе НФПК-ИРИО цели и задачи обучения двух названных выше категорий преподавателей выглядят следующим образом. Перед обучением разработчиков курсов ДО ставятся следующие задачи: дать обучающимся представления как о дистанционном обучении, организованном с использованием средств новых информационных технологий (включая Интернет), так и о существующих образовательных порталах и платформах; познакомить с педагогическими и методическими требованиями и критериями педагогической оценки создаваемых ресурсов для ДО; показать специфику организации учебного материала для дистанционного обучения; сформировать у обучающихся системное мышление и показать применение системного подхода при проектировании курсов ДО и создании интерактивных учебных пособий и пр.

В задачу подготовки преподавателей для системы ДО включено следующее: подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями обучения и готовых к организации и проведению дистанционных курсов в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды; определить ключевые проблемы взаимодействия преподавателя и учащегося (группы учащихся) при ДО и показать пути их решения; познакомить обучающихся с особенностями психологии поведения пользователей в сети Интернет, основами социальной психологии, определяющей развитие образовательных сообществ в сети и пр..

Процесс разработки апробации учебных модулей для разработчиков и преподавателей дистанционных курсов, а также для преподавателей предметных дистанционных курсов строится по принципу очерёдности. Первыми разрабатываются учебные модули для разработчиков и преподавателей дистанционных курсов. В процессе их апробации и доработки принимают участие ведущие преподаватели по экономике, политологии и социологии из российских вузов. Далее, прошедшие обучение на этих курсах разработчики предметных дистанционных курсов, создают экспериментальные версии своих собственных курсов по экономике, политологии и социологии. В апробации и доработке предметных дистанционных курсов принимают участие преподаватели, участвовавшие в апробации и доработке учебного модуля по подготовке преподавателей дистанционных курсов. И так далее.

В процессе экспериментальной фазы проекта в 2002-2003 году будет проведено обучение около 120 человек, однако, после завершения эксперимента число обученных специалистов из российских вузов может вырасти в геометрической прогрессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полат Е.С., Моисеева М.В. и др. Дистанционное обучение: Учеб.пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Кривощёков В.А., Моисеева М.В. Технологии дистанционного обучения для программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава российских вузов // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 194-196.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f27.html