Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Г.Е. Кедрова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва

В связи с изменением геополитической ситуации в мире, места русского языка в зарубежных учебных программах, отношения к русскому языку граждан зарубежных стран, а также в связи с изменением контингентов иностранных учащихся в вузах России стоит задача разработки новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом широких возможностей дистанционного обучения.

В настоящее время общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета и, в целом, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития. Наиболее актуальной задачей сегодня является совершенствование дидактической теории применительно к новым образовательным условиям. Наряду с общей неразработанностью теоретических методических предпосылок и отсутствием практических рекомендаций остро ощущается нехватка учебников и учебных материалов, которые могут быть использованы в условиях новой образовательной среды. В то же время основные надежды на эффективное использование в учебном процессе появившихся возможностей повсеместно связываются, в первую очередь, со сферой дополнительного и послевузовского обучения, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Основные усилия как теоретиков, так и практиков образования сосредоточены в области дистанционного образования, дистанционного обучения и связанных с этим всех видов организации дистанционной деятельности. Различение этих понятий является семантически значимым, что неоднократно подчеркивается рядом исследователей: как теоретиков обучения, так и практиков. Оно определяет сам круг тех методических материалов, педагогических методик и форм организации дистанционной совместной деятельности, которые необходимо использовать для достижения искомой цели - обучить и научить.

Распространение Интернет-технологий в образовательном пространстве России и, в частности, на филологическом факультете МГУ, позволило уже в 1998 г. приступить к созданию методической и технологической базы для нового этапа развития филологического дистанционного (заочного) обучения на базе Интернета. Именно эта область образования с возникновением Интернета в наибольшей степени испытала влияние телекоммуникационных технологических открытий и превратилась в одну из самых востребованных в обществе образовательных услуг. Исходя из разработанной нами концепции дистанционного обучения, базовым компонентом которого выступает распределенная компьютерная обучающая среда, дополняемая всеми другими доступными в Интернете средствами установления прямого контакта между учащимися и преподавателями, которые выступают в рамках новой образовательной парадигмы преимущественно научными консультантами и контролерами усвоения знания, были инициированы два сетевых учебных проекта: «Русская фонетика в Интернете» (http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/) и «Старославянский язык в Интернете».

Целью проекта «Русская фонетика в Интернете» является публикация в Интернете комплексного мультимедийного гипертекстового учебника по русской фонетике, который предполагается использовать в образовательном сегменте Интернета для поддержки разных аспектов дистанционного обучения русскому языку, а также для широкого спектра научных исследований. В ходе реализации проекта большую помощь коллективу разработчиков на начальном этапе оказал Совет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), выделивший средства для подготовки отдельных модулей. Полностью работа была выполнена и завершена в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» в 2002 году.

Набор и специфика указанных учебно-справочных материалов позволяют надеяться, что в результате выполнения работы мы получим впервые на материале русского языка размещенную в Интернете полноценную гипертекстовую систему (обучающую среду, или VLE), в которой каждый модуль учебных материалов снабжен мультимедийными примерами и иллюстрациями, соответствующим справочным понятийным аппаратом, где все термины и базовые постулаты получают однозначные дефиниции. Все части нашего учебного и справочного комплекса связаны друг с другом перекрестными ссылками и составляют единый интегральный информационный ресурс.

При создании описываемого комплекса мы исходили из следующих методологических положений. Поскольку значительная доля возможностей управления навигационными стратегиями пользователя в гипертекстовом пространстве может быть заложена в особенностях его структурирования, для нас крайне важной является неоднократно высказывавшаяся гипотеза о том, что структурно и функционально гипертекстовая сеть строится по тем же принципам, что и информационное пространство человека. Это дает возможность высказать другую гипотезу, которая имеет непосредственное отношение к целям нашей деятельности, а именно: структура гипертекстового пространства некоторой информационной области, будучи сформированной, может служить инструментом для идентификации и верификации концепции, которая лежит в основе человеческого представления об этом объекте или предмете, и стать, таким образом, оптимальным средством формирования соответствующего знания, т.е. обеспечить все основные цели и задачи обучения. В частности, костяк информационной сети (ориентированный граф гипертекстовых узлов), на основе которого строится гипертекстовое представление, в сопоставлении с семантической структурой данного знания об объекте или предмете позволяет выявить вариативное понимание отдельных элементов концепции, которая лежит в основе семантического представления, логические противоречия и натяжки, а также оценить полноту/неполноту и целостность и завершенность семантического отражения необходимой информации. Параллельно проверяется и то, насколько оптимальна организация гипертекстового пространства: получили ли в нем адекватное отражение все концептуальные компоненты знания об изучаемом объекте и соответствуют ли установленные с помощью гипертекстовых ссылок соотношения между узлами информационной сети отношениям между семантическими концептами и идеями, которые формируют это знание. Все эти положения была апробированы на нашем исходном материале, в результате чего была проведена работа по логико-семантической оптимизации соответствующего гиперпространства.

Другой отличительной чертой наших учебно-справочных Интернет-материалов помимо гипертекстовой оптимизации является то, что они построены на использовании только реально зафиксированного фактического языкового материала. Для формирования экспериментальных фонетических баз данных, которые бы представляли все возможные фонетические минимальные смысловые пары в русском языке, была подготовлена специальная компьютерная программа, которая позволяет из предварительно размеченного словаря (с указанием места ударения), представленного в компьютерном виде, динамически генерировать базы данных (словарных единиц), обладающих заданными фонетическими параметрами. Результатом работы программы стал компьютерный фонетический учебный словарь (69.000 единиц), или база данных языковых фонетических примеров, разработанная нами в рамках проекта создания учебников нового поколения Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшей школы». Эта база является мультимедийной и включает для своих ключевых элементов как символьное представление (транскрипционный знак/и, текст, схема), так и соответствующие звуковые, анимационные и видео файлы.

Все размещенные в Интернете материалы предназначены для самого широкого круга лиц, заинтересованных в изучении современного русского языка: учащимся школ, абитуриентам филологических факультетов, студентам-филологам всех курсов, преподавателям вузов, учителям и авторам учебников и учебных пособий для русской и национальной школы, специалистам-русистам всего мира. Особый интерес данный комплекс представляет для студентов-иностранцев и преподавателей русистики во всем мире, поскольку в зависимости от местонахождения учащегося не всегда есть возможность получить новые сведения о языковых тенденциях, в особенности в области современных произносительных норм. Наш справочный и вспомогательный материал позволяет учителю сделать уроки русского языка более интересными и эффективными. Базы данных учебного комплекса могут быть использованы и в сфере практического преподавания русского языка как в родной, так и в иноязычной аудитории при выработке адекватных произносительных норм русского языка, в любом теоретическом курсе русской фонетики при изучении дисциплин филологического цикла, а также как источник сведений по современной русской орфоэпии в Интернете.

Описываемый учебно-справочный Интернет-ресурс не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом, является уникальным по степени проработанности и объему представленного материала, что подтверждено многочисленными отзывами, приходящими в адрес авторов по электронной почте, и результатами его обсуждения на международных и российских конференциях и семинарах. В частности, при подведении итогов первого тура конкурса «Образование в Рунете: Всероссийский конкурс образовательных ресурсов Интернета», проводимого Министерством образования Российской Федерации, Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия, Федерацией Интернет Образования при участии ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Российской академии Интернета и Ассоциации «Интернет-социум» наш Интернет-ресурс вошел в двадцатку номинантов на второй тур, отобранных 200 независимыми экспертами из 350 претендентов. Поскольку основной целью этого конкурса, по замыслу его устроителей, было выявление и популяризация лучших информационных ресурсов (сайтов) российского Интернета, способствующих развитию отечественного образования, мы считаем, что наша стратегия формирования учебно-справочных материалов успешно прошла апробацию.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Кедрова Г.Е. Модель специализированной фонетической базы данных для учебных целей к вопросу о методологии построения языковой обучающей среды по русскому языку // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 191-193.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f25.html