Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Б.С. Ишханов, Э.И. Кэбин

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва

Сегодня в Рунете можно найти довольно много учебных материалов, разбросанных по различным сайтам. Как правило, это просто электронные версии книг и статей, часто в форматах PDF или PostScript. К сожалению, они не связаны между собой, а поисковые системы не всегда позволяют найти нужную информацию, которая подчас тонет в «шумах». Более того, свобода публикаций в Интернете подчас приводит к тому, что широко распространяются ложные, антинаучные концепции.

Первая задача, которая ставилась при создании тематического сайта «Ядерная физика в Интернете» (http://nuclphys.sinp.msu.ru), была связана с публикацией материалов по общему курсу «Физика ядра и частиц», обработанных с учетом возможностей, которые предоставляет гипертекст (гипермедиа) и интеграция полезных для обучения студентов материалов, публикуемых на других сайтах.

Использование для образования возможностей, которые представляет Интернет, в частности, возможность оперативного обновления информации, особенно актуально для такой быстро развивающейся области знания, как физика ядра и частиц. Кроме того, это помогает при изменении плана читаемого курса, который может не соответствовать плану печатного издания, даже если оно доступно. В прошлом учебном году на сайте была опубликована так называемая «Шпаргалка», где кратко излагаются темы курса в последовательности, соответствующей читаемым лекциям. «Шпаргалка» связана ссылками на материалы, с углубленным и более подробным изложением материала. В этом учебном году общий курс «Физика ядра и частиц», читаемый на физическом факультете МГУ, был перенесен с весеннего на осенний семестр третьего курса. Это потребовало его переработки, так как квантовая механика, которая является теоретической основой ядерной физики, читается позже. Соответственно для понимания курса необходимо было изложить основные положения этой дисциплины. Для этого был создан новый раздел, где наряду с материалами «Шпаргалки» синхронно с читаемыми лекциями публикуются необходимые добавления.

Для поддержки семинарских занятий и самостоятельной работы студентов на сайте опубликован задачник с подробными решениями, разработки семинаров. Проходит тестирование системы самопроверки знаний. Сайт пополняется также материалами спецкурсов (нуклеосинтез, модели ядер, ядерные реакции, экзотические ядра и т.д.), большая часть из которых имеют либо малотиражную поддержку печатными изданиями, либо ее вовсе не имеют.

Как, в частности, показывает анализ посещаемости сайта, его материалы востребованы. Максимумы посещаемости наблюдаются в периоды сессий. За год количество посетителей выросло более чем в пять раз (около 200 посетителей в неделю) и продолжает расти. Материалами сайта пользуются как студенты, так и преподаватели. Свыше 60% посетителей приходится на Москву, Санкт Петербург и Дубну. Определенные ограничения на число пользователей налагает доступность Интернета в вузах, связанная в первую очередь с финансовыми проблемами. В отдельных случаях эта проблема частично решалась предоставлением факультетам CD с текущей версией сайта.

В перспективе предполагается:

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.П., Деникин А.С., Загребаев В.И., Кожин А.Ю. Организация работы со сложной физической программой, размещенной на удаленном www-сервере // Труды Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети Интернет», г. Новороссийск, 24-29 сентября 2001 г. С. 39.

2. Кэбин Э.И., Селиверстов А.В. Серверы phys.web.ru и «Ядерная физика в Интернете»: два подхода к технологии построения образовательных сайтов // Труды Всероссийской научной конференции «Научный сервис в сети Интернет», г. Новороссийск, 23-28 сентября 2002 г. С. 116.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Ишханов Б.С., Кэбин Э.И. Опыт использования Интернета в учебном процессе // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 186-187.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f22.html