Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННО-ОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНАХ НА БАЗЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ СПБГУ

С.П. Зеленин, С.С. Пивоваров

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Основными направлениями деятельности Академической гимназии (АГ) СПбГУ как подразделения университета с самого начала были и остаются разработка концепции и создание системы предуниверситетского образования. Учебный процесс формируется на базе интеграции академической и университетской науки, что позволяет получить высокий уровень довузовского образования, профессиональную ориентацию и реализовать раннюю научную подготовку специалистов на стадии среднего образования. Важными компонентами учебного процесса, цель которого - формирование будущих ученых, являются учебные практики и школьная научная деятельность.

Учебные практики, которые после 9 и 10 классов проходят учащиеся АГ, - это, прежде всего, приобщение учащегося к решению конкретной научной задачи на практическом материале в составе исследовательской группы, лаборатории или экспедиции, занимающейся её решением. Для учащихся гуманитарных специализаций предусмотрена работа в археологических экспедициях Института археологии РАН, Института истории материальной культуры РАН, Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Пушкинские горы, Керчь, Севастополь), а учащиеся естественнонаучных классов проходят практику на кафедрах факультетов и в лабораториях институтов университета и РАН. Опыт, полученный во время учебной практики, зачастую, является базой для дальнейшей работы. В 10-11 классах учащиеся выполняют исследовательские работы по направлению выбранной специализации, причем каждый старшеклассник имеет научного руководителя. В конце одиннадцатого класса работа представляется на суд специальной комиссии и публично защищается. Многие выполненные исследовательские работы успешно представляются на олимпиадах, турнирах и школьных научных конференциях Российского и международного уровня. Таким образом, концепция организации школьной научной работы в АГ СПбГУ включает в себя следующие элементы: введение в специальность, получение экспериментального материала, его обработка, написание работы и её презентация. Занятия исследовательской деятельностью играют существенную роль в повышении мотивации получения высшего образования старшеклассников, расширяют их научный кругозор и повышают эрудицию. Однако это требует определённого технического оснащения школьных лабораторий и уровня руководителя работ. В настоящее время школьная научная деятельность, как правило, локализуется в школах, связанных с учебными и научными центрами.

В настоящее время на базе школ и центров дополнительного образования в городах Архангельск, Мурманск, Старая Русса, Норильск, Сосновый Бор, Инта (Республика. Коми), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), п. Всеволожск (Ленинградская область) созданы и успешно функционируют центры очно-заочного образования АГ СПбГУ по физике, математике, химии, биологии, литературе, истории и иностранному языку. В 70-90 годы заочная и очно-заочная деятельность в регионах, реализующееся на базе физико-математической школы-интерната № 45 при ЛГУ (в1991 году ФМШ № 45 вошла в состав АГ СПбГУ), в первую очередь ставила своей целью поиск и отбор одаренных детей из региональных школ для их последующего обучения в интернате. В последнее десятилетие образовательная концепция в России претерпела существенные изменения. Одним из основных тезисов стал принцип необходимости предоставления возможности максимального удовлетворения образовательных потребностей, предоставление равных возможностей участникам образовательного процесса, независимо от места проживания и уровня методического и технического оснащения школы. В связи с этим изменилась и региональная политика Академической гимназии. В дополнение к перечисленным выше задачам была поставлена задача повышения уровня среднего образования, в том числе и в регионах удаленных от учебных и научных центров России, за счет предоставления учащимся образовательных ресурсов и методических разработок Академической гимназии.

В последнее десятилетие в России происходит довольно интенсивное наполнение школ и образовательных учреждений компьютерной техникой. Глобальная телекоммуникационная сеть Интернет стала доступна во многих, в том числе и удаленных, регионах страны. Идет процесс внедрение дистанционных технологий и создание информационно-образовательной среды, что предоставляет для потребителя возможность максимального доступа к образовательным ресурсам независимо от места их расположения. Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний их передача и контроль [1]. Однако доступ к ресурсам сам по себе не решает проблему повышения уровня образования. Это один из необходимых элементов её организации. Не менее важную роль играют методическое сопровождение, тестирование и контроль знаний и, безусловно, контакт и взаимодействие ученика и учителя, что, в конечном итоге, и формирует кругозор и научное мировоззрение старшеклассника.

Развитие и внедрение в систему образования информационных технологий и накопленный опыт работы гимназии в регионах позволяет рассмотреть новую схему дистанционно-очной системы организации учебной и школьной научной деятельности старшеклассников, проживающих в регионах удаленных от учебно-научных центров. Модель взаимодействия можно условно разбить на этапы:

Основной элемент предлагаемой модели - получение экспериментальных данных. Это может быть работа в лабораториях АГ или СПбГУ, работа в археологических, фольклорных и других экспедициях АГ. В принципе, возможно получение экспериментальных данных через дистантный эксперимент [2].

Реализация изложенной выше модели взаимодействия университетского центра на базе АГ СПбГУ и региональных образовательных структур позволит создать базы данных на одаренных и перспективных школьников, талантливых преподавателей; будет содействовать созданию достаточных условий для профессиональной ориентации широких слоев учащихся независимо от места проживания и уровня подготовки, увеличению числа участников и лауреатов школьных научных конференций, турниров, конкурсов и т.д. из региональных школ. В конечном итоге, реализация предложенной схемы должна способствовать повышению уровня среднего образования и качества подготовки абитуриентов, особенно в сельских районах и в регионах удаленных от ведущих образовательных и научных центров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования OPENET.RU: проблемы и перспективы. - М., МГИУ, 2002. 148 с. С. 4.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Зеленин С.П., Пивоваров С.С. Комбинированная система дистанционно-очной организации учебной и исследовательской деятельности школьников в регионах на базе Академической гимназии СПбГУ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 182-184.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f20.html