Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

СОЗДАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В КУРСАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В.В. Захаркина, П.П. Щербаков

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Интерес к системам дистанционного обучения на базе Интернет-технологий возрастает в связи с расширением потенциальной аудитории. Это обусловлено развитием технического оснащения и средств связи с одной стороны. С другой стороны, зачастую практически невозможно пользоваться традиционными средствами, такими, как печатные издания, особенно в тех областях, где актуальная информация подвержена быстрому изменению и обновлению. Это связано с очевидными особенностями традиционных технологий, требующих значительного времени для издания печатных материалов.

В идеале система дистанционного обучения должна содержать полноценные дистанционные курсы, включающие систематизированные подборки материалов в текстовом, графическом и мультимедийном формате; лабораторные работы; возможность консультации с преподавателем в режиме реального времени (chat); систему проверки знаний и выдачу сертификатов по результатам тестирования в конце периода обучения. Прекрасным примером служат курсы, представленные на сайте Центра компьютерного обучения при МГТУ им. Баумана. Подобные курсы проводятся на платной основе, их разработка и сопровождение требует значительных организационных усилий и под силу лишь крупной организации.

Наряду с такими формами обучения, в последнее время многие преподаватели средней и высшей школы размещают на web-сайтах статьи и интерактивные учебные материалы, сопровождающие как очные занятия, так и процесс самоподготовки. Представление информации в этом случае не требует от преподавателя следования жестким шаблонам, добавление и модификация разделов может проходить оперативно. Использование же интерактивных учебных материалов способно дать новое качество процессу обучения и может быть реализовано в любом компьютерном классе, имеющим подключение к Интернету. Особенно актуальна подобная форма для преподавания бурно развивающихся дисциплин, базовая информация которых изменяется темпами, за которыми практически не могут успеть печатные издания.

В любом случае процесс дистанционного или очно-дистанционного обучения должен включать один либо несколько этапов проверки знаний. Мы практикуем предварительное тестирование с целью рационального формирования групп, прохождение промежуточных тестов самопроверки в процессе обучения и итоговый тест.

Абсолютное большинство online-тестов сходно как в идейном плане, так и по интерфейсу пользователя. Каждый очередной вопрос с вариантами ответов случайным образом извлекается из базы данных при запросе серверу. При нажатии кнопки передачи данных либо по истечении времени, отведенного на обдумывание, информация о выбранных ответах отсылается на сервер, а пользователь получает следующий вопрос. По окончании теста сообщается о количестве набранных баллов, обычно без комментариев о том, на какие вопросы даны правильные ответы. Подобные тесты, при всех их положительных сторонах, не могут быть использованы локально, без обращения к серверу. Разработка интерфейсов пополнения и модификации базы данных представляет собой отдельную задачу.

Мы ставили перед собой задачу разработки такой системы тестирования, которая бы работала как в серверном варианте, так и локально. Кроме того, преподаватель должен иметь возможность максимально оперативно модифицировать уже имеющиеся и создавать новые тесты, при необходимости легко изменяя атрибуты внешнего представления информации.

Одна из разработанных в рамках проекта программ, TestMaker, выполняет две основные функции. Во-первых, она позволяет вводить исходные данные для тестов и сохранять их для возможной дальнейшей правки. Введенные вопросы можно редактировать, добавлять варианты ответов и т.д. Во-вторых, при сохранении теста в формате HTML формируется интерактивная Web-страница, которая может быть размещена на сервере либо использована локально. Все вопросы расположены на одной странице, ответы можно давать в любом порядке. Интерактивность теста обеспечивается процедурами на языке JavaScript. Код JavaScript размещен в отдельном файле, что исключает возможность легко «подглядеть» правильные ответы. Исходные данные представляют собой:

Требования к браузеру минимальны: Netscape Navigator 3+ и Internet Explorer 4+.

Тесты, подготовленные с помощью программы TestMaker, в настоящее время сопровождают процесс обучения в ЦППК ЕН СПбГУ, МЦ СПбГУ, Интернет-центре Санкт-Петербургского отделения Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) и др.

Работа выполнена в рамках Межвузовской НТП «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала».

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Захаркина В.В., Щербаков П.П. Создание и сопровождение системы тестирования в курсах дистанционного обучения // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 181-182.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f19.html