Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИНТЕРНЕТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ

М.Г. Дмитриев, С.А. Розанова, В.А. Соколов

Московский государственный социальный университет
Центр современного образования
Москва
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ярославль

В статье обсуждаются возможности, которые Интернет предоставляет для поддержки университетских ассоциаций и консорциумов, а известная роль Интернета в плане «P2P-связей» между отдельными представителями университетов - преподавателями и студентами - нами здесь не рассматривается.

Для России задача развития образования тесно связана с реализацией взаимодействия с мировым университетским сообществом. Сильной стороной России являются не только богатые природные ресурсы, но и высокий уровень науки, образования, культуры. В настоящее время государством предпринимаются меры по сохранению достигнутого: принят Закон о федеральной программе развития образования, делаются шаги по интеграции российской образовательной системы с образовательными системами других стран. В 2000 году ратифицирована конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европе. России встала на путь интернационализации науки, выхода на мировые стандарты в образовании.

Новые информационные технологии самым непосредственным образом влияют на общественные и производственные структуры общества. Не остаётся в стороне от влияния этих процессов и система высшего образования. Современные образовательные программы профессиональной подготовки в развитых странах предполагают тесное взаимодействие с наукой, промышленностью, бизнесом и широкое использование Интернета. Главным направлением повышения образовательного потенциала России должно стать создание и освоение новых подходов и методов в образовании, отвечающих требованиям времени и основанных на использовании новых информационных технологий.

Процессы взаимодействия вузов в информационном пространстве естественно приводят к новым формам интеграции учебных заведений. Самая развитая форма кооперации вузов - консорциум - характеризуется совместными образовательными программами в той или иной области. Если попытаться кратко сформулировать результаты анализа этих процессов, то можно констатировать, что, несмотря на особенности различных национальных систем подготовки кадров, явно проявляются общие тенденции в развитии образования, а именно:

Усиление конкуренции, рост требований к качеству подготовки и потребность большей вариативности образовательных программ вынуждает вузы объединять свои усилия. Поэтому в ближайшей перспективе объективно обусловлена идея консорциумов (или ассоциаций) университетов. Эта идея хорошо соответствует новым условиям информационного общества, принципам системы открытого образования, повышает запас устойчивости вузов и порождает траектории их устойчивого роста. Развитие образования невозможно без постоянного обмена научной информацией, образовательными технологиями и идеями, носителями которых являются представители различных университетских коллективов.

Примером современного подхода с использованием возможностей Интернета к проблемам образования в глобальном масштабе может служить проект «Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг», осуществляемый на базе Центра современного образования (ЦСО, г. Москва) и Центра сравнительной образовательной политики Министерства образования России (ГУ ЦСОП) [1]. Реализация Проекта ведется по следующим направлениям:

Другой известный пример применения Интернета для коллективного использования с целью поддержки новых образовательно-профессиональных программ в университетах России - это проект создания Web-сайта для информационного сопровождения подготовки магистров в области прикладной математики и информатики [2]. Экспериментальная версия этого сайта расположена в Интернете по адресу: http://www.sci.pfu.edu.ru/~azazovskaya/index.htm . Накопленный там информационный материал содержит примеры оригинального методического и организационного обеспечения магистерской подготовки.

К сожалению, отечественные вузы пока еще слабо используют Интернет для поддержки учебного процесса и для отражения своей учебной деятельности в сети. Необходимо шире привлекать информационные ресурсы Интернет и опыт зарубежных вузов по объединению усилий для подготовки специалистов. В зарубежных университетах информационное и методическое обеспечение образования очень подробно представлено на их Web-сайтах, что является необходимым условием скоординированных действий по подготовке специалистов.

Отметим здесь уникальный опыт создания консорциума университетов провинции Онтарио в Канаде по высшему образованию в области информатики [3]. Этим опытом можно воспользоваться во всех крупных вузовских центрах России, хотя это и требует больших организационных усилий. В Консорциум входят семь университетов, которые объединились, чтобы создать условия для организации магистерской подготовки по информатике. Возник Консорциум при непосредственной поддержке отделения фирмы IBM в Торонто и ряда других. Информационной средой Консорциума является виртуальная корпоративная сеть на базе Интернета. В результате получилась территориально распределенная образовательная структура, высокий академический уровень подготовки в которой гарантируется тем, что в Консорциум входят лишь те университеты, которые имеют право присуждать степень доктора наук (разумеется, в американском варианте, то есть PhD). Университеты Консорциума выдают дипломы магистра по 7 направлениям в области Computer Science, а полный список курсов, входящих в магистерские программы Консорциума, насчитывает порядка 50 наименований! Такое богатство и полнота - неоспоримое преимущество кооперации университетов. Учебные курсы для включения в индивидуальный план студента можно выбирать, опираясь на весь ресурс Консорциума! При этом предполагается, в том числе, и дистанционная форма изучения отдельных курсов с использованием Интернета.

Этот опыт был использован при создании Болгаро-Российской образовательной ассоциации [4], которая может служить экспериментальной площадкой для отладки новых форм международного сотрудничества и кооперации университетов. Важным направлением работы по осуществлению проекта является разработка информационного Интернет-портала Ассоциации, где предусматриваются следующие разделы:

1. «Высшее образование в Болгарии и России» со следующими рубриками:

2. «Образование и работа в европейских странах». Он предусматривает размещение информации:

3. «Образовательные продукты и услуги». Этот раздел содержит информацию о:

4. «Интернет-технологии», которые предусматривают:

Заметим, что в рассмотренных нами примерах Интернет-технологии являются объединяющей платформой для интеграции образовательных структур в единое образовательное пространство. Однако, очевидно, что кроме ставших ныне широко доступными технических средств и информационных ресурсов, необходимы добрая воля к решению этих важных проблем, а также опыт, приобретаемый при реализации подобных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Билибин Д.П., Розанова С.А., Лазарев В.А., Соколов В.А., Дмитриев М.Г. Проект «Разработка механизмов экспорта и импорта образовательных продуктов и услуг» / Министерство Образования РФ, № 1.17.3. (00.0) 457.041, 2001-2002.

2. Дмитриев М.Г., Зазовская А.А., Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р., Соколов В.А. Создание информационной системы по подготовке магистров по прикладной математике и информатике // Тез. докл. Всерос. конф. «Университетское образование в России», Санкт-Петербург, 2001 г., Минобразование РФ, Санкт-Петербургский госуниверситет. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2001. С.33-34.

3. Дмитриев М.Г., Соколов В.А. Интернет-образ магистратуры по прикладной математике и информатике: Анализ ресурсов сети // Тр. межд. научно-метод. конференции «Телематика 2001» - Санкт-Петербург: Изд-во СПИТМО, 2001. С.259-260.

4. Розанова С.А., Соколов В.А., Ржевский В.В., Дмитриев М.Г., Лазарев В.А. Болгаро-Российская Образовательная Ассоциация как пилотный проект общеевропейской культурной интеграции // Труды международной конференции «Европейский экономический союз и интересы Болгарии». Варна, ВСУ. 16-17 ноября 2001 г.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Дмитриев М.Г., Розанова С.А., Соколов В.А. Интернет и образовательные консорциумы // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 174-176.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f15.html