Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ

Т.В. Бобровская

Алтайский государственный университет
Барнаул

Быстрое развитие сетевых информационных технологий привело к изменению содержания образования. На основе слияния образовательных и информационных технологий формируются принципиально новые интегрированные технологии обучения. С этих позиций можно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии информационного общества.

Внедрение новых информационных технологий привело к изменениям в методологии и методике преподавания в российских вузах. Особенно актуальным этот вопрос является для провинциальных и, в частности, сибирских вузов. Геополитическое положение региона, высокие транспортные издержки и затраты на проживание ограничивают мобильность населения, препятствуют возможности обучения в столичных вузах. В то же время создание центральными вузами широкой сети филиалов усиливает их конкуренцию с сибирскими вузами, диктует необходимость быстрой перестройки образования в провинциальных вузах, его приближения к мировым и лучшим российским стандартам.

Одной из тенденций развития этого рынка является усиление координации региональных вузов в области образовательных процессов на основе новых информационных технологий. Свидетельство этого - создание в 1998 г. ассоциации «Сибирский Открытый Университет», в рамках которой реализован ряд проектов (открытие дистанционного филиала в Якутии, Казахско-Российского университета дистанционного образования и др.). Корпоративный проект «Создание межрегиональной информационно-образовательной среды как основы для реализации совместной деятельности образовательных учреждений Сибири» одобрен ассоциацией «Сибирское соглашение» и представлен в Федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 годы».

Что касается новых информационных технологий, то наибольшее развитие они получили на фундаментальных факультетах (физики, химики, математики). Анализ практики преподавания в регионе экономических дисциплин позволяет утверждать, что система экономического образования отстает от требований Интернет, а также интенсивно развивающихся web-технологий. Причем данное утверждение касается не только подготовки, но и переподготовки, и повышения квалификации экономических кадров.

Роль Интернет при подготовке экономистов можно рассматривать двояко: во-первых, как способ формирования экономического мышления будущих специалистов, во-вторых, как средство развития дистанционного образования.

В современных условиях Интернет становится одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки экономистов. Работа в экономической сфере требует разносторонних и глубоких экономических знаний, практических навыков поиска и обработки информации с использованием современных способов. Используя Интернет-ресурсы в ходе обучения, экономисты овладевают современными методами исследования экономических явлений и процессов. Навыки поиска информации особенно важны, к примеру, при подготовке маркетологов, менеджеров, т.к. без использования Интернет-среды невозможно провести современное маркетинговое исследование, проанализировать и оценить конъюнктуру мировых и национальных товарных рынков, изучить котировки акций крупнейших фирм и т.п. Многие зарубежные (а сейчас и российские) компании размещают на своих сайтах важную экономическую информацию, которая нужна для изучения финансово-экономического состояния как возможных партнеров по бизнесу, так и конкурентов. Формируется даже новая профессия - «интернет-аналитик».

Таким образом, использование Интернет при подготовке экономических кадров - это не столько способ поиска информации, сколько способ формирования современного экономического мышления будущих специалистов.

В последние годы в учебные планы подготовки экономистов вводятся такие современные дисциплины как «Информатика в экономике», «Мировые информационные системы и сети» и др., при изучении которых студенты овладевают навыками поиска информационных ресурсов, их анализа, создания информационных продуктов. Однако методы преподавания экономических дисциплин, по крайней мере, в провинциальных вузах, не отвечают потребностям современного развития предприятий: используются традиционные способы передачи знаний (лекция, семинар, самостоятельное решение студентами зачастую не взаимосвязанных заданий). Дистанционное обучение с использованием сети Интернет при изучении экономических дисциплин и контроле знаний студентов практически не применяется, во-первых, из-за отсутствия программных средств для разработки мультимедийных курсов и их дальнейшей поддержки, а во-вторых, из-за слабой компьютерной подготовки преподавателей.

Отсутствие или нехватка специально подготовленных преподавательских кадров привели к тому, что эти дисциплины ведут преподаватели, подготовленные в доперестроечный период, с определенными стереотипами мышления и не владеющие компьютерными технологиями передачи знаний. Формы контроля знаний в большинстве своем также являются архаичными (контрольная работа, устный экзамен или зачет) и нацелены в основном на проверку усвоения теоретического материала, а не практических навыков. Базовая литература по экономике быстро устаревает, учебников не хватает, в то же время мультимедийные учебные пособия практически не используются. Имеющиеся на рынке разработки (к примеру, компьютерные практикумы Московского физико-технического института «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет») являются дорогостоящими, и вуз не может в полной мере обеспечить ими студентов. Кроме того, в связи с реформированием бухгалтерского учета подобная литература быстро устаревает. Формы отчетности, на которых построены эти пособия, претерпели существенные изменения, адекватная же корректировка пособий по понятным причинам невозможна.

Следствием описанной ситуации является, во-первых, более низкое качество подготовки экономических кадров (особенно по заочной и вечерней формам обучения), а во-вторых, снижение их конкурентоспособности на рынке труда по сравнению с выпускниками как дневного отделения, так и других факультетов и вузов, где информационные технологии становятся неотъемлемой частью учебного процесса.

Обозначенные выше проблемы позволяют определить основные пути их решения в рамках региона:

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Бобровская Т.В. Использование Интернета при подготовке экономистов // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 165-166.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f11.html