Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Л.И. Берестова

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Москва

В настоящее время информационные технологии создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса, которые, к сожалению, недостаточно осознаются в педагогической среде.

Традиционно основными принципами дидактики считались и считаются следующие принципы: принцип наглядности, сознательности и активности обучающихся, доступности и посильности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой обучения и воспитания. Посмотрим на эти принципы дидактики с точки зрения новых информационных технологий.

Принцип наглядности в наиболее яркой форме сформулировал еще Ян Амос Каменский в своем «золотом» правиле, которое гласит: «Все, что возможно представить для восприятия чувствами, видимое для восприятия зрением, слышимое слухом, запахи обонянием, подлежащее вкусу вкусом, доступное осязанию путем осязания, надо представлять через эти органы восприятия». Традиционные методы преподавания стремятся активно использовать этот принцип. Но все, кто участвует в образовательном процессе, знают, насколько он трудоемок в реализации, а самое главное - ограничен в возможностях при изложении теоретических знаний. Принципиально новые возможности дают нам в этом плане информационные технологии, позволяющие представлять скрытые от непосредственного восприятия сущностные законы и закономерности познаваемого.

Сегодня мы можем дополнить «золотое» правило Каменского: наглядно представлять надо не только то, что непосредственно подлежит восприятию, но и то, что выражается абстрактным знанием и различного рода моделями. Это принципиальнейшее положение, которое необходимо осознать: сегодня мы можем перейти на совершенно другой уровень наглядности, и основанием этому служат именно информационные технологии.

Следующий принцип доступного и посильного сводится к тому, что изучаемый материал по уровню трудности должен быть доступен, но чтобы он требовал напряжения умственных и физических сил для своего усвоения. Если говорим о том, что необходимо обеспечить развитие слушателя в процессе обучения, соблюдать принцип доступности и посильности, мы должны ставить задачу перед слушателями таким образом, чтобы, с одной стороны, она была посильна, а с другой стороны - наличного уровня развития способностей не хватало для ее реализации. Только в этом случае способности придут в движение, и мы обеспечим развитие человека. Однако дозировать задания в соответствии с этим принципом чрезвычайно сложно. А постоянное неразрешение учебной задачи приводит к фрустрации, стрессу и всем негативным последствиям, вплоть до потери интереса. Поэтому преподаватель должен очень тонко, с одной стороны, регулировать трудность задач, чтобы не поставить слушателя в стрессовую ситуацию, а с другой стороны, все-таки сделать задачу достаточно сложной, чтобы она приводила к развитию способностей человека. В реальной практике осознание этого принципа практически не ведет к его реализации на практике, потому что сделать или провести педагогический процесс таким образом чрезвычайно сложно. А вот современная компьютерная техника и программы, которые имеются уже сегодня (мы надеемся, что завтра они станут более совершенными), позволяют генерировать задачи возрастающей степени трудности, возрастающей степени сложности.

Следующий принцип - это принцип индивидуализации образования. Он исходит из осознания уникальности каждого обучающегося, того факта, что неспособных слушателей нет, но все слушатели способны по-своему. И проблема фактически ставится в плоскость качественного различия способностей наших подопечных. Стремление к индивидуализации образования сталкивается со значительными трудностями, прежде всего, в условиях аудиторно-урочной системы образования. При аудиторно-урочной системе образования, когда требуется по единой программе освоить значительный материал в ограниченное время, реализовать в этих условиях принцип индивидуализации образования становится практически невозможным или, по крайней мере, очень трудным.

И именно информационные технологии позволяют нам действительно выстроить индивидуальные образовательные траектории, прежде всего, в высшей, послевузовской школе, где больше самостоятельности, и по-настоящему индивидуализировать образовательный процесс, обеспечив слушателя необходимыми базами данных, возможностью проведения консультаций с преподавателями и возможностями постоянной самопроверки в образовательном процессе.

И, наконец, хотелось бы остановиться еще на одном принципе - это принцип сознательного и активного отношения обучающегося к образовательному процессу, он фактически реализует идею о том, что слушатель должен стать субъектом образовательного процесса.

Таким образом, краткий проведенный анализ традиционных дидактических принципов показывает, что информационные технологии создают условия для полноценной реализации этих принципов. Это первый тезис.

Второй тезис. Он касается необходимости изменения отношения к традиционным формам обучения - очной, заочной, очно-заочной. Традиционная форма обучения, когда слушатель находится перед оком преподавателя (отсюда и название «очная форма обучения») в условиях информационных технологий теряет свой смысл. Здесь уже не имеет значения, где находится преподаватель, где находится слушатель, стирается грань между очным и заочным обучением. И этот факт нам также необходимо осознать, потому что в настоящее время правовая база во многом построена на обозначенной дифференциации форм обучения.

На сегодняшний день действительно нуждается в существенном изменении законодательная база, которая будет совершенствоваться по мере осознания важности информационных технологий, новых форм обучения.

Третий тезис - новые информационные технологии являются формой представления наукоемких технологий в образовании. Мы говорим о наукоемких технологиях везде. Прогресс страны, прогресс той или иной сферы производства, прогресс той или иной области зависит от наукоемких технологий.

Чем характеризуется наукоемкая технология? Тем, что на этапе разработки вкладываются большие средства в научную проработку всех составляющих производства. Современные технологии, в том числе и информационные - это не дешевые технологии. Необходимо осознать необходимость вложения значительных средств для того, чтобы действительно получить нормальные наукоемкие технологии.

Что касается научной проработки технологий образовательного процесса с использованием данных психологии и педагогики, разработки соответствующих баз данных, которые будут дополнять интеллект человека, разработки соответствующих средств, которые позволят вести диспетчеризацию образовательного процесса и многого другого - они требуют значительных затрат, но только на их основе можно создать наукоемкие технологии в образовании. А значит, этот третий момент представляется чрезвычайно важным и ответственным, ибо без его осознания реализация информационных технологий в образовательном процессе тоже не будет эффективной.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Берестова Л.И. Современные проблемы развития информационно-телекоммуникационных средств в образовании государственных служащих // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 163-165.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f10.html