Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ТРЕБОВАНИЯ К БАЗОВОМУ НАБОРУ СЕРВИСОВ И СЛУЖБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ И МЕТОДАМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

А.З. Бабинский, А.А. Букатов, В.А. Шапиро, О.В. Шаройко

Ростовский государственный университет
Ростов-на-Дону.

В Интернете термин «портал» вначале использовался для называния таких сайтов, как Excite, Yahoo, MSN, Netscape Netcenter, (а такжеRambler, Яndex, и др.), обеспечивающих пользователям «централизованный вход» и специальные средства для удобного путешествия по сети. Конечным этапом эволюции таких сайтов стало создание так называемых горизонтальных или потребительских порталов. Горизонтальный портал - это портал, ориентирующийся, прежде всего, на максимально широкий охват интересов своего потребителя. Как правило, в число сервисов такого портала входят информационные сервисы (новости, биржевые сводки, прогнозы погоды), сервисы бесплатной почты и размещения персональных страниц пользователя, развлекательные сервисы (чаты, форумы, конкурсы) и др. Рост сетевой аудитории стимулировал появление и развитие тематических сообществ, объединяющих группы пользователей сети по определенным интересам. Точками входа таких пользователей в сеть стали вертикальные или профильные порталы. Вертикальные порталы, в отличие от горизонтальных порталов, ориентированы на полный охват определенной аудитории, тематики или сферы деятельности человека. Они частично наследуют функциональность горизонтальных порталов, добавляя к ним сервисы, специфические для своей тематики. Существуют также другие разновидности порталов, такие как корпоративные и индустриальные (в модели В2В), явившиеся результатом эволюции вертикальных порталов. Общими чертами порталов всех типов являются способность интеграции и агрегации большого объема неоднородных данных, наличие развитых механизмов поиска и наличие средств персонализации содержимого портала для определенного пользователя.

Развитие единого информационно-образовательного пространства России предусматривает создание системы вертикальных (профильных) образовательных порталов, объединенных интегрирующей и координирующей программно-аппаратной структурой - мега-порталом «Российское образование», являющейся, по сути, центральным (горизонтальным) образовательным порталом. В дальнейшем будем называть термином «образовательный портал» совокупность центрального образовательного портала и совокупности профильных образовательных порталов. В состав сервисов и служб системы образовательных порталов должны входить как общие сервисы и службы, характерные для порталов других типов, так и специализированные службы, обеспечивающие возможность адекватного доступа к различным электронным образовательным ресурсам, включающим электронные библиотеки, электронные обучающие курсы, системы удаленного доступа к центрам коллективного пользования образовательными вычислительными и экспериментальными ресурсами и пр. Очевидно, что указанная система порталов должна предоставлять возможности интеграции с существующими информационными ресурсами и системами. Под этим подразумевается интеграция в двух направлениях. С одной стороны, образовательные информационные системы и сайты могут использовать информационные сервисы образовательного портала. Это достижимо путем импорта информационных ресурсов портала и использования его сервисов и служб образовательными информационными системами, а также предоставлением порталом своим индивидуальным и коллективным пользователям (например, вузам) средства персонифицированного доступа к содержанию портала для индивидуальных (персональный портал или портик) или коллективных (корпоративный образовательный сайт или портал) пользователей. С другой стороны, образовательный портал может импортировать необходимую информацию образовательных информационных систем и сайтов. Это может быть достигнуто путем использования сервисов портала для прямого размещения импортируемой информации в их БД или же путем создания образовательными ресурсами собственных сервисов, к которым может обращаться образовательный портал для импорта информационных ресурсов.

Сервисом портала будем называть доступные через внешний интерфейс или внутренние (программные) интерфейсы портала, реализованные в его составе программные средства, основная задача которых, помогать пользователям удобно и эффективно выполнять требуемые им операции над содержимым разделов портала и использовать его ресурсы. Службой портала будем называть функциональную подсистему портала, доступную через внутренние интерфейсы и используемую несколькими функциональными подсистемами (сервисами) портала. Примерами сервисов являются системы новостей и форумов, информационного поиска и персонализации. В качестве примера служб можно упомянуть службу аутентификации и авторизации доступа к содержимому портала. Следует отметить, что состав служб и сервисов портала может расширяться. Возможно как добавление новых служб, так и новых специализаций (версий, предназначенных для работы в специфических условиях) существующих служб. Поэтому для обеспечения возможности расширения состава сервисов образовательного предлагается общая организация системы сервисов и служб портала основанная на едином реестре сервисов портала. Организация архитектуры портала, основанной на использовании реестра сервисов портала, рассматривается ниже при обсуждении методов реализации сервисов и служб портала.

Рассмотрим перечень базовых (разрабатываемых при реализации портала) сервисов и служб портала. В состав этих сервисов и служб входят сервисы поиска информации и навигации по ресурсам портала, информационные сервисы, сервисы интерактивного общения пользователей портала, сервис управления профилем пользователя, сервисы персонификации индивидуального и корпоративного порталов пользователя, сервисы мониторинга и статистики, средства (службы) экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов портала, служба аутентификации и авторизации доступа к содержимому портала. Указанные сервисы и службы являются в определенном смысле ортогональными и могут комбинироваться друг с другом.

Вкратце охарактеризуем некоторые из указанных сервисов и служб. В состав сервисов поиска и навигации входят средства работы с модерируемым иерархическим каталогом (рубрикатором) образовательных ресурсов и объектов, карта портала и поисковая система по внутренним (входящим в систему образовательных порталов) и внешним информационным ресурсам. В состав информационных сервисов входит единая система новостей, единая баннерная сеть образовательного портала и сервис трансляции обновлений, обеспечивающий отслеживание всех изменений определенных разделов портала и подготовку информации о таких изменениях для пользователей портала. К сервисам интерактивного общения пользователей относятся единая система форумов, система проведения опросов и голосований, электронные доски объявлений и сервис рассылок. Сервис управления профилем пользователя и настойки персонального (индивидуального или корпоративного) портала пользователя предоставляет средства для настройки персональных данных пользователя, средства предоставления ему персонального календаря и набора электронных словарей, средства поддержки создания персональной страницы и персональной настройки внешнего вида персонального (индивидуального) или корпоративного портала образовательной организации, средства организации удобной персональной системы закладок, средства персонализации сервисов поиска, новостей и трансляций и пр. Сервис мониторинга и статистики предоставляет администраторам портала средства контроля и анализа нагрузки на аппаратные ресурсы портала и средства статистики обращений к различным разделам портала. Средства поддержки экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов (содержания и сервисов) портала предназначены для поддержки интеграции в структуру портала внешних образовательных ресурсов, а также для поддержки средств создания персонального или корпоративного портала (сайта) пользователя. Служба аутентификации и авторизации доступа к содержимому (информационному и функциональному) должна обеспечить разграничение такого доступа для индивидуальных и корпоративных пользователей образовательного портала, а также обеспечивать аудит.

При реализации служб образовательного портала должны быть обеспечены определенные требования, важнейшими из которых являются масштабируемость, возможность их эффективной интеграции и безопасность. При этом под масштабируемостью понимается возможность как увеличения нагрузки на сервис, переноса его на иную платформу, так и распределения нагрузки на сервис на несколько серверов сети. Возможность интеграции подразумевает наличие единых способов и механизмов описания функциональности сервиса, средств регистрации и поиска сервисов, средств их динамического вызова, а также средств персонализации сервисов. Требования безопасности сервисов включают требования к наличию механизмов разграничения доступа, обеспечения конфиденциальности информации, пересылаемой между сервисами, обеспечение сетевой безопасности и пр.

Предлагается построить реализацию системы сервисов портала как систему независимых программных компонентов, функционирующих независимо друг от друга на одном или нескольких компьютеров сети и взаимодействующих друг с другом на основе открытых стандартов. В качестве стандарта передачи структурированной информации между сервисами и службами образовательного портала предлагается использовать язык XML. Применение XML-технологий для реализации системы распределенных сервисов и служб портала позволяет обеспечить требуемый уровень масштабируемости этой системы, обеспечивает основу для эффективной интеграции этих сервисов и служб как друг с другом, так и с внешними информационными системами, использующими XML в качестве средства передачи структурированной информации системе сервисов и служб образовательного портала.

Рассмотрим архитектуру системы программного обеспечения образовательного портала, основанной на распределенной модели реализации сервисов и служб, взаимодействующих путем передачи через сеть XML сообщений. Указанная архитектура может быть рассмотрена на базе двух различных подходов. Первый подход к рассмотрению архитектуры сервисов основан на рассмотрении роли каждого субъекта, имеющего тот или иной доступ к сервису. В число таких субъектов входят провайдер сервиса (программный объект, реализующий логику сервиса), потребитель сервиса (программный объект портала, обращающийся к сервису путем посылки ему структурированного запроса) и реестр сервисов (логически единый каталог сервисов образовательного портала доступных для статического или динамического поиска и вызова требуемых сервисов).

Второй подход к рассмотрению архитектуры сервисов портала ставит во главу угла специализированный стек протоколов, используемый для организации взаимодействия сервисов (провайдеров сервисов). Указанный стек протоколов включает четыре уровня: транспортный, обмена XML-данными, описания сервиса и нахождения (поиска) сервиса. Транспортный уровень (service transport) служит для передачи данных между приложениями. На данный момент этот уровень включает в себя протокол обмена гипертекстовыми сообщениями HTTP, почтовый протокол SMTP, протокол передачи файлов FTP и ряд новых протоколов передачи данных. Уровень обмена XML-данными (XML messaging) служит для конвертации сообщений в XML формат, с тем, чтобы они могли быть корректно восприняты и обработаны на другом конце канала передачи данных. На данный момент уровень представлен двумя альтернативными друг другу протоколами: XML-RPC и SOAP. Уровень описания сервиса (service description) отвечает за описание публичных интерфейсов (public interfaces) определенного веб-сервиса. На данный момент уровень представлен XML-языком описания веб-сервисов WSDL (Web Service Definition Language). Уровень нахождения (поиска) сервиса (service discovery) отвечает за централизованное хранение сервисов в реестре и предоставляет простейшую функциональность для поиска и публикации новых сервисов. На данный момент, уровень предоставлен технологией UDDI (Universal Description, Discovery and Integration).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Требования к базовому набору сервисов и служб образовательных порталов и методам их реализации / Бабинский А.З., Букатов А.А., Шапиро В.А., Шаройко О.В. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 161-163.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f09.html