Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.А. Андреев, Ю.Б. Рубин

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Москва

Наши многолетние научные исследования показывают, что система образования подвержена в настоящее время, (как и другие системы общества, например, экономическая, политическая и др.) влиянию двух факторов - информатизации и глобализации.

Информатизация в широком смысле - это внедрение и использование средств ИКТ в какой-либо области человеческой деятельности. Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Пять лет спустя была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В настоящее время этот объективный процесс привел к Интернизации, которая является, пожалуй, частным случаем информатизации.

Реляции по поводу информатизации показывают, что имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса при условии первичности педагогических принципов перед технократическими, которые являются базисом информатизации. Информатизации можно петь дифирамбы, но надо помнить о приоритетности педагогического подхода. Кино, радио, телевидение - печальные примеры информатизации, не приведшие к революции в образовании. Может быть, и Интернет - это происки империализма и крупных компьютерных и коммуникационных монополий, видящих бездонный рынок сбыта в системе образования.

Рассмотрим еще один фактор, с нашей точки зрения существенно влияющий на систему образования. В последние годы термин «глобализация» прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Общепризнанно, что глобализация распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия и, как писал французский исследователь Э. Перро, глобализация представляет собой «процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику». Значит, рынок внедряется в систему образования.

Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательным учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как «рынок образования», «образовательные предприятия», «образовательный бизнес» и т.п.

Нам хотелось бы обратить внимание на следующий факт. В мае 2000 г. в Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в котором приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимающихся подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещением учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

После вступления России в ВТО российские образовательные услуги могут оказаться неконкурентноспособными. Поэтому польза от вступления России в ВТО для системы образования проблематична. В этом смысле мы тоже можем встать в ряды антиглобалистов, поскольку очень вероятно, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свободный доступ к образованию, а также усиление утилитарного, потребительского подхода к образованию, приводящего к выхолащиванию из образования духовности и просветительства.

Информатизация стала материальной базой дистанционного обучения. С другой стороны, объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и организационной точки зрения, известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Мы склонны считать, что ДО - качественно новая форма получения образования, возникшая в последней трети ХХ века благодаря ИКТ.

Дистанционное обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, между собой и со средствами обучения, который некритичный к расположению их в пространстве и времени и базирующийся на средствах информационных и телекоммуникационных технологий.

Признанным лидером ДО является наша альма-матер - МЭСИ.

Кейсовая (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase - портфель). Она, в свою очередь делится на учебно-вахтовую технологию - технологию, предусматривающую выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий, и аттестационно-вахтовую технологию - технологию, предусматривающую выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Телевизионная технология - технология обучения с использованием телевизионных средств.

Интернет-технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения. Последняя является ядром учебного процесса в системе открытого образования.

Отметим, что с дистанционным обучением (ДО) в значительной степени связано и расширение деятельности компаний, прежде всего транснациональных, по созданию собственных учебных заведений, так называемых корпоративных университетов. Компании, деятельность которых носит транснациональный характер, готовят кадры, работающие в их филиалах в различных странах мира в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами. По некоторым оценкам, за последние 15 лет число корпоративных университетов в мире увеличилось с 400 до 2000. Больше всего их насчитывается в США (свыше 100). Американские корпоративные университеты превратились в громадные многонациональные учебные заведения с многочисленными студенческими городками. Корпоративные университеты активно внедряют информационные технологии в учебный процесс, развивают дистанционное обучение, используя для этих целей сеть Internet или же свои собственные корпоративные сети. Так, например, американская компания Sun Health-care Group, занимающаяся оказанием медицинских услуг и имеющая годовой оборот в 3 млрд. долларов, создала сеть дистанционного обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему миру. Это позволило компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы обучения создаются также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.

Корпоративное обучение получило широкое распространение не только за рубежом. Рассмотрим, для иллюстрации, как организовано корпоративное обучение в непрерывного фирменного образования РАО «Газпром», «ЮКОС», «РОСТЕЛЕКОМ», «РОСНЕФТЬ» при повышении квалификации руководителей и специалистов базирующееся на использовании технологий ДО.

Зададим себе вопрос: какая система образования, на ваш взгляд, адекватна информационному обществу? Научные исследования, проводимые по научно-технической программе «Создание системы открытого образования», показывают, что системой образования, которая будет адекватна нарождающемуся в России информационному обществу, может стать система открытого образования.

Термин ОО - в значительной степени метафора.

Что же скрывается под термином «открытое образование» (ОО)? По нашему мнению, наиболее близко к нашему взгляду на понятие ОО находится позиция Д. Эванса, который определяет ОО как цель или образовательную политику: обеспечение гибкого доступа к образованию, которое строится с учетом географических, социальных и временных ограничений конкретных обучающихся, а не образовательных учреждений. В свою очередь, ДО - одно из средств достижения указанной цели, с помощью которого обучающийся, находящийся на расстоянии от автора учебных материалов, получает возможность учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем.

Аналогичную трактовку ОО дает Центр по проведению исследований в сфере высшего образования и информации Открытого университета (Великобритания) и Восточной Европе. В этом исследовании открытое образование трактуется как «гибкая форма обучения, что позволяет ей стать более доступной для студентов (по сравнению с традиционными формами)», а дистанционное образование «является формой приобретения знаний, неотступно следующей за открытым образованием».

Как тонко заметил Дж. Дэниэл, «открытое образование может включать или не включать дистанционное образование, в то время как дистанционное образование может или не может оказывать воздействие на открытое обучение». Добавим еще, что системообразующим началом российской системы открытого образования российского варианта является ее духовно-интеллектуальный смысл.

Содержание ОО должно быть направлено не только на интеллект, который при отсутствии у человека духовности и нравственности способен сформироваться в злой интеллект (злоумие). Недаром великий русский философ А.И. Ильин писал: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».

Не менее значима проблема сохранения здоровья обучающихся и обучающих в СОО (известно, что только около 20 % выпускников российской средней общеобразовательной школы имеют полноценное здоровье. Аналогичная статистика по выпускникам вузов отсутствует, но можно не сомневаться, что она не обрадует нас).

Как следует из вышесказанного, методологическую основу системы ОО может составить философия ОО, потому что она дает возможность целостного видения образовательных систем, их достоинств и недостатков.

Важно отметить, что открытое образование является результатом исторического эволюционного пути становления и развития информационной цивилизации как неотъемлемой ее части и не зависит от политики государства в области образования.

Система ОО - это рациональный синтез известных форм получения образования на базе средств коммуникационных и телекоммуникационных технологий. Это объективный закономерный процесс, называемый конвергенцией - это закономерность (тенденция), присущая объектам и явлениям реального мира при их развитии в условиях информатизации. Особенно ярко она проявляется в развитии средств информационных технологий. Например, компьютер объединяет в себе несвойственные ему функции телевизора, приемника, и наоборот - телевизор становится сложным программируемым устройством, приближенным к компьютеру. Ряд примеров может быть продолжен.

Рассмотрим в этом контексте развитие во времени известных форм получения образования в России.

Можно высказать гипотезу о том, что в будущем все формы получения образования конвергируют в одну, которую условно можно будет назвать, например, виртуальной (такие новационные формы, как ноосферная и генная, рассматриваться пока не будут). Это созвучно известному высказыванию А.Д. Сахарова, который говорил: «... именно в конвергенции я вижу единственный путь спасения человечества».

Обращаю внимание на следующие положения. Пространство ОО, образно говоря, состоит из технологического и педагогического подпространств.

Технологическое пространство системы ОО базируется на принципах открытых информационных систем. Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы-поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем.

Открытая система - это система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

- расширяемость/масштабируемость - extensibility/scalability, обеспечение возможности добавления новых функций или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях;

- мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) - portability, обеспечение возможности переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и возможности работы с ними специалистов, пользующихся информационными технологиями, без их переподготовки при изменениях;

- интероперабельность - interoperability, способность к взаимодействию с другими системами;

- дружественность - derivability к пользователю, в том числе - легкая управляемость.

Таким образом, основой, обеспечивающей информатизацию в системе ОО, является совокупность стандартов, с помощью которых унифицируется взаимодействие аппаратуры и всех компонент программной среды: языки программирования, средства ввода/вывода, графические интерфейсы, системы управления базами данных, протоколы передачи данных в сетях и т.п.

Педагогическое пространство системы ОО отражает следующие положения. В системе открытого образования при подготовке и реализации обучения, при котором у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у обучающих организаций - возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям.

ВЫВОДЫ

1. Появление системы открытого образования объективный процесс, происходящий под влиянием двух факторов информатизации и глобализации.

2. Система открытого образования - это некоторый условный термин, метафора может рассматриваться как некоторая интегральная, синтетическая система образования, в которой при модернизации и развитии (в условиях информатизации и глобализации) асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее, что накоплено в информационно-образовательных средах в настоящем и которое может появиться в будущем.

3. Облик системы ОО определяют педагогические и технологические области, имеющие свои характеристики, последние основываются на теории открытых систем, принципами которых является интероперабельность, масштабируемость, расширяемость. Основой ОО является дистанционное обучение.

Другими словами, система открытого образования представляет собой облик системы образования будущего, которая опирается на два блока взаимосвязанных принципов: психолого-педагогические принципы обучения и принципы построения и функционирования открытых информационных систем.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Система высшего образования в информационном обществе // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 152-156.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f05.html