Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

eLEARNING SERVER 3000 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С.В. Агапонов, Д.Л. Кречман

Санкт-Петербургское отделение Института «Открытое общество»
Компания ГиперМетод
Санкт-Петербург

За последние несколько лет произошли радикальные изменения в области дистанционного образования. Сегодня внедрение систем ДО имеет массовый характер в образовательных учреждениях. В такой ситуации мотивация внедрения и использования систем ДО в значительной степени меняется. К примеру, если ранее основной движущей силой были активные сотрудники (новаторы) учебного заведения, то сегодня это фактически «массовый» преподаватель. Естественно, что мотивация у такого преподавателя иная. В тоже время, программные решения, которые используются и были разработаны и предложены в то время, когда ДО занимались энтузиасты и новаторы, часто не учитывают эти аспекты.

Понимание настоящей ситуации позволило в нашей разработке eLearning Server сформулировать и в дальнейшем опираться на следующие основные положения.

1. Мы рассматривали в качестве средства ДО не только ПК, подключенный к Интернет, но и сумму технологий, доступных сегодня пользователю вне компьютера и составляющих коммуникационное окружение учащегося. Мы опирались на преимущества и достоинства каждой из них, пытаясь компенсировать недостатки за счет других.

2. Мы рассматривали процесс обучения с точки зрения организации собственной деятельности как элемента совместной деятельности в рамках учебного процесса.

3. Поддерживая тезис о том, что лучше обучение с преподавателем, нежели без него, что лучше хорошая книга в руках, чем doc-файл на компьютере, мы посчитали, что основным тормозом внедрения дистанционных технологий является, в первую очередь, недостаточная мотивация для преподавателя. И поэтому, первичной является задача стимулирования преподавателя к использованию средств ДО, ведущая к увеличению производительности его труда. Она обуславливается тем, что при существующих технологиях ДО при сохранении качества обучения не происходит увеличение производительности труда (либо снижается стоимость учебного процесса при сохранении качества, либо увеличивается «оборот» с неизбежным снижением качества обучения, либо поднимается качество при сохранении стоимости).

4. Как результат предыдущего тезиса - гибкость подхода к ДО не исключает различного виденья самого процесса, ориентированного на преподавателя. Для этого мы основывались на трех основных понятиях: 1) методика, реализуемая преподавателем в рамках организации учебного процесса, опирающаяся на 2) средства гибкой организации учебного процесса с одной стороны и 3) максимально автоматизированные средства подготовки и предоставления учебных материалов с другой.

5. Мы подходим к задаче ДО как к задаче организации взаимодействующего виртуального учебного коммуникационного пространства. На уровне сети это представляется как множество физических серверов, объединенных не только физическими каналами передачи информации, но и естественным образом интегрированных между собой и, как следствие, обеспечивающих объединение аудиторий на различных уровнях (преподавателей, учащихся ) и создание единого образовательного социума и пространства.

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ

Равно так же как любое бытовое устройство воплощает в себе некую сумму технологий, решающих определенную задачу, средства ДО должны решать собственную задачу обучения. При этом в ее реализации нет необходимости ограничивать себя исключительно персональным компьютером, подключенным к Интернет. Очень часто забывается, что тот же компьютер обладает и другими замечательными устройствами, такими как приводы CD, Вэб-камерами, микрофоном. Более того, сегодня человек, подходящий к компьютеру, включен в коммуникационное поле, образуемое не только Интернетом, но и сотовым телефоном (и, как следствие, WAP, SMS) и т.п. Безусловно, не использовать это окружение для решения задач ДО неразумно. В своем проекте мы гибко распределили функциональность учебного процесса между различными технологиями, в которых персональный компьютер играет центральную, но далеко не единственную роль.

Мы использовали коммуникационное пространство в первую очередь для управления учебным процессом. Это означает, что, к примеру, преподаватель имеет возможность контролировать и управлять в определенном объеме учебным процессом, используя мобильные устройства, такие как, к примеру, сотовый телефон. На телефон дублируется поток сообщений об основных событиях в системе - начиная от аналога звонка, сигнализирующего о начале учебного занятия, и заканчивая информацией о зачислении новых учащихся, сдаче тех или иных заданий и т.п.

РЕАЛИЗАЦИЯ

eLearning Server 3000 - это современная система управления процессом обучения (Learning Management System), позволяющая создавать многофункциональные центры дистанционного образования как в рамках корпоративной сети intranet, так и в пространстве Internet.

Новые стандарты образования и требования к квалификации выпускников ведут к использованию современных информационных технологий в процессе обучения. Созданный с помощью eLearning Server 3000 центр дистанционного обучения может использоваться как виртуальный университет, в котором функции традиционного ВУЗа дополнены новыми технологиями, обеспечивающими возможность передачи изображения через Internet, интерактивного общения и рисования в реальном времени.

eLearning Server позволяет создать «виртуальный» университет, в котором будут:

Современная экономика предъявляет высокие требования к бизнесу, которые в определенной мере могут быть удовлетворены путем стратегического управления кадрами компании, их образованием и своевременным введением новых технологий. Быстрая реакция на появление продукта или услуги на рынке позволяет выжить и преуспеть в борьбе с конкурентами. В современном мире эти задачи решают системы управления знаниями - LMS.

С помощью eLearning Server LMS на предприятии любого профиля можно быстро и качественно, и при этом практически без использования специальных знаний в области программирования, организовать систему обучения, позволяющую:

Открытая архитектура данных eLearning Server 3000 позволяет создавать центры дистанционного обучения, которые будут удовлетворять специфическим требованиям любых организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кречман Д.Л., Никифоров И.С. Автоматизированное создание электронных книг и каталогов с помощью HyperMethod xBuilder, ePublisher // Международная конференция КРЫМ 2001 - Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. - Судак, Автономная Республика Крым, Украина. 10-16 июня, 2001.

2. Агапонов С.В., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосов Д.С. Мультимедиа конструктор дистанционных курсов // Интернет. Общество. Личность.Международная конференция ИОЛ-2000, Санкт-Петербург, март 2000.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Агапонов С.В., Кречман Д.Л. eLearning Server 3000 для организации систем дистанционного обучения // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 148-150.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f03.html