Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Абрамова

Якутский государственный университет
Якутск

Как известно, во все времена система образования совершенствовалась по трем направлениям: содержание обучения; методическое обеспечение; организация учебного процесса. Введение эффективных методов развития мыслительных процессов, без рассмотрения проблемы рациональной организации учебного процесса теряют свое значение. Анализ новых эффективных методов, технологий обучения, позволил выделить четыре основных направления радикальных изменений в системе образования:

1. Замена существующей закрытой образовательной среды открытой образовательной средой.

2. Индивидуализация образования.

3. Утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования.

4. Ориентация на образование, созидающее знание, в отличие от образования, ориентированного лишь на изложение информации и обучение определенным методикам.

Одной из наиболее серьезных тенденций образования является его информатизация, которая имеет ряд достоинств:

Ко всем данным «плюсам» хотелось бы добавить еще один - возможность использования на практике междисицплинарных связей. Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира. В исследованиях последних лет большое внимание уделяется воспитательному и развивающему значению межпредметных связей (Г.И. Беленький, М.Я. Голобородько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверев, В.М. Коротков, В.Н. Максимова, Э.И. Моносзон, А.В. Усова, Б.Д. Эльконин). А изучение эффективности усвоения информации детьми в процессе активной деятельности позволило ученым прийти к выводу об их исключительной роли в совершенствовании процесса обучения. В связи с этим данное направление в педагогике, в частности в педагогике художественного творчества, стало весьма актуальным. В настоящее время акцент исследования сместился на совершенствование путей их реализации:

1) планирование этой работы в школе, координация деятельности всех участников педагогического процесса;

2) эффективное использование межпредментых (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, проверочных письменных работ;

3) введение в практику работы школ уроков, на которых будут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, активное использование учащихся-ассистентов, «научных связных» учителей;

4) разработка на основе межпредметных связей программ обучения по смежным дисциплинам естественных, гуманитарных, физико-математических циклов.

Использование принципа междисциплинарных связей при разработке электронных учебников, кейсов для студентов дистанционнной формы обучения позволяет оптимизировать процесс организации учебной деятельности. Так, при разработке учебно-методических комплексов для студентов дистанционной формы, использование принципа межпредметных связей позволило нам предоставить для изучения обширный материал, избежав повторения по дисциплинам: «История мировых цивилизаций», «Культурология», «Мировая художественная культура».

Вопреки многим точкам зрения данные технологии не могут обойти и систему художественно-эстетического образования. Пользу, которую могут принести компьютерные обучающие программы в данную область педагогики, нельзя недооценивать. Появление и развитие новых компьютерных информационных технологий, включая телекоммуникации, дало мощные средства для обучения. Теперь разрабатываются специальные электронные учебники как элементы компьютерно-ориентированных обучающих технологий. Особое место здесь заняли мультимедийные педагогические программные продукты. Эксперимент по разработке электронных учебников проводится ЯГУ с1996 года, а совместно с МО РС(Я) - с 2000 года. Конечно, большей частью это пока гипертекстовые учебники, которые позволяют объединить малый ряд визуального материала и большой текстового, но он также дает возможность ознакомления с первоисточниками, которые отсутствуют во многих студенческих библиотеках.

Важную роль в процессе обучения студентов играют и открывшиеся возможности в связи с доступом к всемирной сети Интернет. Так, дизайнеры, обучающиеся в якутском филиале Московского института современного искусства, для которых на основе принципа междисциплинарных связей были разработаны интегративные курсы по истории культуры, искусства, религии, получили серьезную поддержку для выполнения различного рода учебных заданий в сети Интернет. Основное внимание при поиске информации уделяется сайтам академических структур, поскольку проблема неверно предоставленной информации все же существует (с опечатками в датах, названиях, именах). Так, при поиске в разделе «экзистенциализм» один из студентов вместо Лавеля (ЛАВЕЛЬ (Lavelle) Луи (1883-1951) - французский философ; сочетал идеи, близкие к философии А. Бергсона, с христианским экзистенциализмом) был отправлен на сайт, рассказывающий о Ла Вейе (Энтони Шандор Ла Вей, предводитель американских черных магов, автор «Сатанинской библии» или «Черной библии», одной из самых распространенных книг у сатанистов, отражающей основные концепции их деятельности; книга была написана им в 1968 г. и выпущена 125-тысячным тиражом, предопределила становление «Церкви сатаны»). Поэтому на сегодняшний день проблема поиска точной информации в сети Интернет все же существует. Более того, без первоисточников в бумажном варианте, как мы полагаем, на данный момент обойтись просто невозможно. Ни студенты, ни учащиеся не готовы перейти лишь на информационные базы сети Интернет. В связи с этим возникает и еще одна проблема - отсутствие потребности к чтению бумажных носителей. Не сформировано критическое мышление, неподготовленный читатель воспринимает все предоставленное во всемирной информационной сети как аксиому, не требующую подтверждения, что в принципе не должно иметь места. Ведь даже информация, предоставляемая солидными издательствами в энциклопедиях, может заметно различаться по содержанию. Очень часто можно встретить «левосторонние» иллюстрации, когда при создании видеоряда негатив с изображением выдающейся работы того или иного художника переворачивают. Многие даты, имена ведущих деятелей культуры, истории, искусства различны по написанию. И эти различия связаны с текстом первоисточников, а точнее, с их переводом. Так, в энциклопедии Аванта + рассказывается о творчестве известного немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса Гансе Гольбейне. Но при обращении к Оксфордской иллюстрированной энциклопедии, опубликованной издательским домом «ИНФРА-М», ребята не обнаружат в привычном разделе описание библиографии данного художника, и связано это будет не с тем, что ему не стали уделять внимание, а лишь с тем, что в данном случае правописание восходит к западному произношению имени великого мастера - Хансу Хольбейну. Но для того, чтобы обнаружить данный факт, необходим широкий кругозор, начитанность, сведения из языкознания, которых так не хватает детям, воспитывающимся только на поисковых системах сети Интернет.

Конечно, однозначной оценки по данному вопросу быть не может. Во многих ситуациях студентам смогла помочь лишь информация из Всемирной Паутины. Например, большую роль для студентов-дизайнеров Якутского филиала Московского института современного искусства играют базы данных по истории дизайна, о которой в Якутске имеется небольшой фонд литературы. В вышеописанной ситуации с Ла Веем также удалось разобраться только с помощью баз данных сети Интернет, поскольку справочная продукция академических издательств, как правило, не содержит раздела по сатанизму. Возможно, что система поиска информации и предоставления баз данных еще далека от совершенства; конечно, хотелось бы, чтобы ребята развивали свое критическое мышление, обращаясь к первоисточникам в бумажном варианте. Но, тем не менее, нельзя не признать, что информационные технологии предоставляют много возможностей для дальнейшей работы и обучения. Например, одним из познавательных видов работы является создание силами самих ребят учебных журналов, газет, которые заставляют их читать и искать информацию, проверять полученные сведения по первоисточникам. В 2000-2001 годах у нас была попытка создания культурно-исторического электронного журнала «Аргус», которая показала, что участие студентов педагогических и художественных специальностей в данной работе помогает им не только проверить свои возможности и развить навыки работы с компьютером, но и способствует развитию интереса к культурно-исторической, искусствоведческой проблематике. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что развитие информационных технологий, основанных на принципе межпредметных связей, может создать оптимальные условия для развития системы образования и, в частности, художественно-эстетического обучения.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Абрамова М.А. Информационные технологии как фактор осуществления междисциплинарных связей в системе образования // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 144-146.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r3f01.html