Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИИ

А.Е. Шадрин, А.В. Гиглавый, А.О. Шеховцев

Фонд экономических исследований «Новая экономика» (http://www.neweco.ru/)
Москва

Потребность в международном сотрудничестве в области повышения эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере, необходимость максимально расширения кооперационных контактов в этой сфере привела в последние два десятилетия к резкому расширению программ ИКТ со стороны крупнейших организаций общемирового и регионального экономического сотрудничества, а также к возникновению значительного числа новых профильных международных организаций.

К настоящему времени Россия принимает участие в программах развития социально-экономических приложений ИКТ таких важнейших международных организаций, как ООН и G8, что обеспечивает серьезную аналитическую поддержку при выработке стратегии в области развития информационных технологий в России. Ряд проектов реализуется в рамках подпрограммы «Технологии информационного общества» 5-й Рамочной программы Европейского Союза и программы ЕС «Северное электронное измерение». Постепенно активизируется участие России в деятельности соответствующих комитетов ОЭСР, реализуется проект «портала развития» в рамках сотрудничества со Всемирным Банком.

Вместе с тем, в работе крупнейших профильных международных организаций сектора ИКТ, за исключением Международного союза электросвязи практически не представлен российский бизнес, отечественные деловые ассоциации и исследовательские сообщества. К таким организациям, относятся, в частности, Всемирный альянс информационных технологий и услуг (WITSA), Европейская организация информационных технологий и услуг (EISA), Европейская ассоциация индустрии ИКТ (EICTA), Азиатско-Тихоокеанская организация компьютерной индустрии (ASOCIO), Международный совет по информационным технологиям в государственном управлении (ICA) и др. [1].

Практически не используется потенциал расширения кооперационных связей в области ИКТ в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), полноправным участником которого является Российская Федерация. Необходимо активизировать участие России в Рабочей группе по ИКТ ООН (UN ICT Task Force), в частности, в рамках создания Европейской/Центрально-Азиатской региональной сети UN ICT TF, которая, в соответствии с решениями конференции в апреле 2002 года, должна иметь центры в Женеве и в Москве. Особого внимания требует подготовка участия России во Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society), поддержанной ООН и реализуемой ITU. Саммит планируется провести в две фазы - в 2003 году в Женеве и в 2005 году в Тунисе.

Целенаправленных усилий требует использование возможностей, связанных с расширением участия России в работе организаций и программ ЕС в области ИКТ, открывающихся в связи с поэтапным формированием Единого Российско-Европейского экономического пространства. Первоочередной задачей здесь является максимизация участия российских организаций в кооперационных проектах в рамках подпрограммы «Технологии информационного общества» новой 6-й Рамочной программы ЕС на период 2002-2006 гг., что может потребовать частичного софинансирования проектов из российского бюджета.

Основными целями участия в работе международных организаций в сфере ИКТ должны стать:

В этих условиях решающее значение приобретает всемерная поддержка участия России в международном сотрудничестве в сфере ИКТ, создания эффективных инструментов, способствующих участию России в международных форумах, программах и проектах, в деятельности профильных комитетов и рабочих групп в рамках международных организаций. При этом первостепенное значение имеет информационная поддержка международного сотрудничества (содействие в поиске партнеров, подготовка и широкое распространение информационных и аналитических материалов, организация рабочих встреч, международных форумов и т.д.).

В условиях, когда процессы гармонизация индикаторов состояния экономики и внешнеторговой сферы с международными системами статистической классификации идут крайне неравномерно, динамика развития ИТ-отрасли как субъекта экономики остается нерегистрируемой.

Сегодня известны лишь некоторые интегральные показатели российского ИТ-рынка, методика получения которых не раскрывается. При этом эксперты отмечают, что отсутствует даже общепризнанное определение нерегистрируемого сектора экономики (сектора, не охваченного системой государственной статистики).

В настоящее время в общероссийских классификаторах используются три международные классификации Управления статистики ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО):

Проводится также координация процессов развития ОКДП и Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском сообществе. Введение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволит российским экономическим ведомствам не только перейти на использование международных статистических стандартов, но и получить возможность более точно оценивать объем и динамику товарного производства отраслей российской экономики. В отличие от используемых классификаторов ОКВЭД унифицирован со Статистическим классификатором видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе NACE. До введения статистической отчетности по ОКВЭД в полном объеме получение адекватной картины состояния ИТ-отрасли невозможно.

Описывающий товарные потоки внутри РФ классификатор ОКП отражает структуру товарного рынка ИТ-отрасли на уровне 80-ых годов прошлого века. Его структура для ИТ-отрасли в целом абсолютно несопоставима со структурой таможенной статистики. Учитывая крайне высокий уровень импортных поставок в ИТ-отрасли РФ, можно утверждать, что такое положение дел также препятствует регистрации деловой активности.

Следует отметить, что использование устаревших и неполных классификаторов как в самой ИТ-отрасли, так и в отраслях, составляющих рынок потребления товаров и услуг этой отрасли, приводит к существенным потерям и неэффективным системным решениям. ИТ-отрасль как в России, так и во всем мире, представляет собой первый реально существующий фрагмент «новой экономики», и проблема информационного обеспечения для нее особенно актуальна.

Для этих целей разрабатываются проекты сотрудничества между международными и официальными национальными организациями, ответственными за ведение классификаторов (статистические службы ООН, терминологические рабочие группы ИСО и МЭК и т.п.), и частными компаниями (либо консорциумами таких компаний).

Примером такого подхода является проект UN SPSC (United Nations Standard Products and Services Code; Стандартный классификатор товаров и услуг), разработка которого ведется экспертной группой UNDO (United Nations Development Organization) и крупной компанией Dun & Bradstreet.

В настоящее время этот классификатор насчитывает более 13 тысяч категорий товаров и услуг (из них к ИТ-отрасли относятся более 500 категорий) и принят в качестве основы для проекта UDDI (Universal Description, Discovery and Integration; Универсальный [метод] описания, обнаружения и интеграции [товаров и услуг]) - единой основы для позиционирования товаров и услуг в системах электронной коммерции B2B и B2C.

В целом, в контексте взаимодействия государственных органов РФ с WTO, OECD, UNIDO, UNDO, ISO и другими международными организациями должна быть обеспечена межведомственная координация разработки институтов и процедур сбора, анализа и выработки макроэкономических прогнозов в сфере ИТ.

В настоящее время в США и странах ЕС создан механизм разработки стандартов для сетевых платформ, обеспечивающий взаимосвязь различных сетевых архитектур и технологий. Концентрация усилий государства на стимулировании НИОКР и процессов формирования сетевой инфраструктуры в России - от магистрального уровня (спутниковые каналы, ВОЛС) до уровня «последнего дюйма» (Bluetooth, IEEE 802.11) - найдет отклик на уровне G8 (именно эти процессы получили в документах ЕС название «конвергенции в сфере регулирующих механизмов» и «политической конвергенции»). Одновременно для выработки решений в сфере «рыночной конвергенции» необходима существенная активизация общероссийских, региональных и отраслевых негосударственных организаций - АПКИТ, АДЭ, РУССОФТ, СИРИУС, ГИС-Ассоциации и др.

Работа выполнена в Фонде экономических исследований «Новая экономика» при поддержке Московского общественного научного фонда (номер гранта № 002/4-03) за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID).

ЛИТЕРАТУРА

1. Международные организации и программы в области развития ИКТ / Фонд экономических исследований «Новая экономика». - М., 2002 (http://www.neweco.ru/main.html?r=144).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Шадрин А.Е., Гиглавый А.В., Шеховцев А.О. Социально-экономические приложения информационно-коммуникационных технологий: проблемы развития международного сотрудничества и стандартизации // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 61-63.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f26.html