Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Д.Е. Прокудин

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Новая парадигма современного образования, декларированная на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», прошедшем в 1996 году в Москве, включает в себя, прежде всего положение об информатизации образования как важнейшем факторе развития образования. Наряду с этим, указывается, что именно с информатизацией образования сегодня связываются реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамичности адаптированности автоматизированных учебных программ.

Но, несмотря на эти провозглашенные тенденции, а также упование на революционные темпы развития систем дистанционного образования, в последние несколько лет не происходит коренной качественной перестройки системы образования. При анализе и философском осмыслении роли и места информационных технологий в образовании можно выявить как объективные, так и субъективные причины этого. Кратко охарактеризуем их. При этом будем учитывать, что система образования являясь функциональной системой, содержит в основе своего функционирования механизм управления, генезис и философский статус которого изложены Р.Ф. Абдеевым [1].

1. Сама по себе система образования является консервативной. Возникает противоречие между этим консерватизмом и прогрессивным, развивающем воздействии проникающих в эту систему информационных технологий. Эти противоречия являются толчком к развитию самой системы, но консервативная их составляющая значительно тормозит появление качественных изменений, так как система стремится занять устойчивое положение, из которого ее выводит проникающее из вне воздействие информационных технологий.

2. Существует противоречие между тенденциями гуманитаризации современного образования и его информатизацией. Это противоречие также является развивающим систему образования, но и замедляющим внедрение информационных технологий особенно в преподавание предметов и дисциплин гуманитарного цикла.

3. Современные информационные технологии направлены на интенсификацию тех процессов, в которых их применяют. В образовании это выражается в интенсификации передачи и усвоения знаний. Все больший поток информации проходит через субъекты и объекты образовательных процессов. Возникает диспропорция между скоростью, интенсивностью поступления информации и возможностями обработки ее человеческим мозгом. В некоторой степени сами информационные технологии позволяют преодолевать эту диспропорцию в тех случаях, когда на них перекладываются некоторые функции субъектов образовательного процесса (например, контроль знаний осуществляется при помощи различных контролирующих компьютерных программ и программ-тестов и т.д.). Однако, период удвоения количества информации, накопленной человечеством, постоянно сокращается (здесь уместно указать на такое явление нашей действительности, как «информационные взрыв»). В то же время, качественные изменения в физиологии человека происходят гораздо медленнее (это эволюционное развитие).

4. Лавинообразность в развитии информационных технологий ведет к постоянной гонке за знаниями. Это заключается в том, что специалист постоянно должен учиться, чтобы соответствовать своей квалификации, т.е. он должен находиться в системе образования в течение всей своей профессиональной трудовой деятельности. Из-за этого все чаще приходится сталкиваться с повышением квалификации, а некоторые специальности, которые напрямую связаны с разработкой и использованием информационных технологий, ставят специалиста в такие условия, когда ему постоянно приходится овладевать все новыми и новыми знаниями.

Все чаще в этой гонке цель - овладевание конечным знанием с тем, чтобы применять его на практике - размывается и на первое место выходит сам процесс овладевания бурно развивающимися информационными технологиями (знания ради знаний), т.е. нет конечной цели - есть только процесс образования ради самого процесса.

Кроме того, возник и углубляется информационный кризис - невозможность остановить увеличение энтропии в постоянно растущем процессе накопления знаний, порой не находящих практического применения в силу устаревания. Особенно это прекрасно видно в том, что некоторые информационные технологии умирают, так и не воплотившись на практике. А страдают от этого специалисты, профессиональная подготовка которых не находит практического применения. Получив в учебном заведении специальность, им приходится опять переучиваться. А за время их переучивания в их профессию внедряются еще более новые технологии. И так до бесконечности.

5. Процессы интенсификации развития информационных технологий опережают внедрение их в образование. Это, в частности, происходит из-за того, что значительно больше времени требуется для освоения технологий преподавателями, для создания методик их применения. Эти тенденции не позволяют нам говорить об «опережающем знании», тезис о котором был не так давно провозглашен.

Эти и многие другие проблемы и противоречия, в том числе и субъективные, психологические («человеческий фактор») позволяют сделать заключение о том, что внедрение информационных технологий не может идти революционными темпами. Здесь не происходит скачка - простое увеличение числа средств новых информационных технологий в сфере образования не приведет к качественным изменениям в самих образовательных процессах. Поэтому, по нашему мнению, необходимо сконцентрировать все усилия на создание передовых методик применения уже существующих информационных технологий с тем, чтобы их использование принесло качественные изменения в современном образовании, в процессах обучения и управления образованием. А это приведет к тому, что информационные технологии превратятся в традиционные, которые можно стандартизировать и применять так же массово, как учебник или мел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации - М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Прокудин Д.Е. Проблемы использования информационных технологий в системе образования в условиях современного информационного общества // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 55-56.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f23.html