Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМАТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: СВОЙСТВА АУДИТОРИЙ И СООБЩЕСТВ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

А.А. Петрова

Институт социологии РАН
Москва

Изучение аудиторий - традиционное направление для социологии, так что Интернет-исследования в этой области вместе с уже устоявшимися моделями, понятиями, схемами исследования наследуют и нерешенные методологические проблемы. Одна из этих проблем - соотношение индивидуальных и групповых переменных, или проблема изучения социальных отношений между индивидами, которые традиционно являются единицами наблюдения и исследования. Как отмечает МакКвэйл, существует несколько подходов к пониманию аудиторий. В большинстве прикладных медиа-исследований и в типичных крупномасштабных опросах общественного мнения аудитория скорее понимается как совокупность индивидуальных действий. Методы обследования декомпозируют группы и социальные сети и могут производить информацию только о множествах отдельных индивидов. Это заставляет представлять аудиторию как результаты действий отдельных индивидов, нежели как социальные действия в веберианском смысле [1].

В то же время одной из наиболее существенных характеристик телекоммуникационной среды является ее интерактивность и возможность создания и поддержания сообществ вокруг определенных сетевых ресурсов. И в исследованиях телекоммуникационной среды гораздо более интенсивно развивающимся направлением является исследование сообществ, анализ сетевых взаимосвязей внутри и между виртуальными сообществами (Б. Велман, П. Колок, Дж. Салафф) [2-4].

Любое сообщество предполагает не просто совокупность индивидов, но и различные социальные и технические средства поддержания существования этого сообщества, в том числе и дискурсивные средства - общий язык, устоявшиеся коммуникативные практики, определенный тематический репертуар, то есть правила включения или исключения топик.

В связи с тематическим общением в Интернет в сетевых исследованиях существует так называемая гипотеза о «кибербалканизации», то есть разделении тематических публик и фрагментации связей между ними. Информационные технологии могут связывать географически разделенных людей и помогать им в создании интересных ресурсов. Хотя эта способность позволяет связывать и объединять сообщества, оно также может привести к фрагментации и разделению групп, к их коммуникативной изоляции. Моделирование сетевых взаимодействий в целом подтверждает эту гипотезу [5], однако в действительности фрагментация коммуникативных связей в виртуальной среде - не абсолютное явление. Причем обращение к сетевому анализу тематических взаимосвязей (в дополнение или в отличие от сетевых взаимосвязей между индивидами) позволяет статистически оценивать устойчивость и структуру когнитивных карт, определяющих связи между тематическими публиками, причем такое статистическую оценку таких взаимосвязей возможно проводить и по данным массовых опросов (напр., исследование Интернет-аудиторий, проведенное Фондом «Общественное мнение» в 2000 году).

ЛИТЕРАТУРА

1. McQuail D. Audience Analysis. Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage Publications, 1997.

2. Wellman B., Salaff J., Dimitrova D., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. Computer networks as social networks: Virtual community, computer-supported cooperative work and telework // Annual Review of Sociology. 1996. Vol. 22. P. 213-238.

3. Wellman B., Gulia M. Net surfers don't ride alone: Virtual community as community // Communities in cyberspace / Ed. by P. Kollock and M. Smith. Berkeley: University of California Press, 1997.

4. Kollock P., Smith M.A. Communities in cyberspace: Introduction // Communities in Cyberspace / Ed. by P. Kollock, M.A. Smith. London & New York: Routledge, 1999. P. 3-25.

5. Alstyne M van, Brynjolfsson E. Electronic communities: Global Village or Cyberbalkans? Date of access: June 25, 2001 (http://web.mit.edu/marshall/www/papers/CyberBalkans.pdf).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Петрова А.А. Взаимосвязи тематических ресурсов: свойства аудиторий и сообществ в телекоммуникационной среде // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 54.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f22.html