Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ОПРОСОВ

Б.М. Лихтенштейн, М.В. Новгородова

Тюменский государственный нефтегазовый университет
Тюмень

Многие авторитетные западные и российские исследователи (М. Кастельс, Э. Тоффлер, В.А. Ядов, В.Л. Иноземцев) констатируют, что человечество вступает в эпоху постиндустриального развития общества. Мировой системой компьютерных коммуникаций ежедневно пользуются около 191 млн человек, и их число неуклонно растет [1].

В результате все больше исследовательских компаний за рубежом активно изучают интернет-аудитории, используя самые разнообразные методы - от простейших online опросов до глубинных интервью и фокус-групп. На настоящий момент более 100 российских социологических организаций имеют свои сайты в Интернете, где, в частности, публикуют результаты своих исследований [2]. Однако целесообразность использования Интернета в опросах общественного мнения пока вызывает споры среди отечественных социологов.

Рассматривая возможность осуществления интернет-опросов в Тюменской области, стоит опираться на следующие данные. В Тюмени и области возможность доступа в Интернет появилась позднее, чем в крупных деловых и научных центрах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т.п. Развитие индивидуального доступа в Тюмени приходится на 1997-99 годы. Последние 3 года число пользователей, имеющих доступ в Интернет с домашних компьютеров, растет в геометрической прогрессии. Кроме того, растет число интернет-салонов. Поэтому сейчас уже можно говорить о заметном числе пользователей Сети в регионе, имеющих регулярный или периодический доступ в Интернет.

Значительному росту объемов потребления услуг Сети в области способствует несколько факторов:

Таким образом, потенциально за возможность проведения интернет-опросов в Тюмени и в области свидетельствуют:

а) высокие темпы развития интернет-технологий (в одной только Тюмени более десятка интернет-провайдеров и сотни интернет-клубов; их число только растет; следовательно, ожидается более массовый доступ к ресурсам Сети);

б) рост интереса к местным интернет-ресурсам, которые отражают местную реальность и посетители которых способны откликаться на проблемы, волнующие горожан;

в) рост образовательного потенциала молодежи благодаря чтению специализированных курсов в высших учебных заведениях и деятельности регионального центра интернет-образования в средних школах;

В то же время, разрозненность территорий области и во многом несовпадение интересов, мнений и жизненных предпочтений жителей автономных округов и юга влекут за собой неадекватность результатов опросов общественного мнения, если выборка покрывает всю территорию.

Говоря о возможностях интернет-опросов в конкретном регионе, следует заметить, что только собственный опыт дает возможность каждому исследователю сделать обоснованное заключение о действенности того или иного метода сбора информации. Поэтому одним из этапов исследования особенностей опросов общественного мнения посредством Сети стал инициированный авторами интерактивный опрос, посвященный работе провайдеров и интернет-клубов г. Тюмени. В мае 2002 г. он был размещен на сайте Вслух.ру (http://www.vsluh.ru) - одном из популярнейших сайтов региона. Результаты online исследования сравнивались с результатами, полученными при опросе пользователей Интернет путем обычного, offline тестирования. Это позволило выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться и считаться при освоении online технологий.

Первое, на что следует обратить внимание при инициировании online опросов,- это проблема, касающаяся выбора тематики исследования и репрезентативности полученных данных.

В том случае, когда опрос проводится на сайте компании, как в нашем варианте, в процессе отбора респондентов задействован так называемый механизм self-selection, т.е. из конкретной сформировавшейся самостоятельно совокупности (посетители данного сайта) в опросе участвуют те, кого по каким-то причинам заинтересовала его тематика.

Механизм формирования выборки online опросов с участием self-selected респондентов обеспечивает пользователям равные возможности участия в опросе. Более того, сам факт отказа от участия в исследовании тоже можно рассматривать как акт выбора, таким образом формируется малая выборка. Оценка репрезентативности результатов исследования проводится на основе известных статистических методов.

Говоря о результатах, необходимо принимать во внимание тот факт, что участие в исследовании, как правило, принимает только наиболее активная часть сетевого сообщества. Результаты опросов, осуществленных при помощи стандартной анкеты на бумажном носителе и проведенных в мае-июне 2002 г. в интернет-салонах города Тюмени, а также online анкеты, размещенной на сайте Вслух.ру, говорят о том, что мы имеем дело с инициативной, деятельной, здраво размышляющей частью молодежи, желающей образовываться и повышать уровень своих знаний, в том числе в сфере информационных технологий, заинтересованно относящейся к своей деятельности, к деятельности других людей и к перспективам развития общества. На основе выявленного портрета пользователя Интернет можно смело утверждать, что, несмотря на количественно малую представленность пользователей в структуре населения региона, качественная их характеристика позволит отслеживать и формировать общественное мнение.

Если говорить в целом об активности пользователей Сети, то на различного рода опросы откликается только небольшая их часть. По оценкам авторов только 1,5-2,5 % суточных посещений привело к заполнению формы, т.е. на вопросы анкеты отвечает в лучшем случае каждый 40 посетитель ресурса.

Процент отказа от заполнения online анкет достаточно большой, но поскольку согласие стать респондентом - акт личного выбора пользователя, то можно предположить, что те из них, кто ответил на предложенные вопросы, действительно заинтересованы в обсуждении проблемы и возможности участия в поиске путей ее разрешения. Кроме того, по конечному числу и интенсивности высказываний (число откликов в день) можно отследить и актуальность проблемы для города или региона.

Здесь следует отметить, что далеко не все аспекты социально-политической жизни страны волнуют аудиторию Интернета. В структуре населения существуют социальные группы, которые практически не представлены в Сети - это пенсионеры, малоимущие слои населения, работники государственных учреждений и т.п. Поэтому следует внимательно относиться к выбору тематики опроса. Однако всегда существуют вопросы, волнующие всех без исключения граждан. Это региональные и местные проблемы, политические вопросы, вопросы внешней и мировой политики, социальные установки и электоральные предпочтения. Наибольший резонанс при этом имеют, конечно, местные проблемы. Так, согласно результатам опросов с мая по август 2002 года, оценку состояния дорожного полотна улиц Тюмени дали 753 респондента. Опрос по поводу отключения тепла в городских домах получил отклик более 350 человек. А вопросы о Великом посте и послании Президента РФ получили примерно по 130 голосов.

Немаловажным является и тот факт, что сетевые опросы значительно ограничены по времени. Говоря о численности участников, следует отметить, что online опрос является наиболее результативным в течение первой недели размещения. Результаты проведенного нами опроса на интернет-сайте Вслух.ру наглядно это подтвердили - 76 % откликов пришлись именно на первую неделю опроса и только 24 % - на две последующие. Как правило, это связано с тем, что один и тот же сайт в основном посещает одна и та же аудитория. Таким образом, достаточно серьезным этапом проведения интернет-опросов является реклама, информирование потенциальных респондентов и разъяснение целей и задач исследования.

Оценив при подведении итогов положительные и отрицательные стороны проведения интернет-опросов в г. Тюмени, авторы задались вопросом увязки объективных социально-экономических показателей развития региона и предпочтений населяющих его социальных групп, с параметрами, характеризующими в целом эффективность интернет-опросов актуальной направленности.

По результатам анализа были сделаны выводы, констатирующие существование пороговых значений критериев, которые делают целесообразным использование интернет-технологий в качестве инструмента изучения предпочтений населения и осуществления обратной связи, позволяющей оценивать управленческие решения, связанные с социально-экономическим развитием территории

ЛИТЕРАТУРА

1. NUA Internet Surveys. Мировая Интернет-статистика (http://www.monitoring.ru/world/).

2. Докторов Б., Шадрин А. Социология на российском Интернете: в начале долгого пути (http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm).

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. Региональные особенности проведения интернет-опросов // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 40-42.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f17.html