Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

КАДРЫ ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКИ

А.Б. Курицкий, Ж.В. Писаренко, И.Н. Шиткова

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Развитие Интернет-экономики как главной движущей силы экономического роста в новом информационном пространстве в не последнюю очередь связано с изменением качества человеческого капитала, условий усовершенствования человеческого потенциала как основной производительной силы общества, переходящего на стадию информационной модели. Это приводит к весьма существенным изменениям как в структуре его производительных сил общества, так и в структуре занятости. Наиболее важными представляются следующие сдвиги:

Изменение общей структуры занятости. Все большая часть работников занята не изготовлением стандартных материальных благ массового спроса (добыча сырья и топлива, производство продуктов основной химии, металлов, базовых продуктов питания, одежды, обуви и других потребительских товаров), а оказанием информационных, инновационных, инжиниринговых и коммерческих услуг, обслуживанием сложной наукоемкой продукции, проектированием, монтажом и наладкой технических комплексов - предприятий, сетей и т.д.

Сдвиг в профессиональной структуре занятости в сторону увеличения доли высококвалифицированных работников универсальной квалификации в сфере информационных, управленческих, финансовых, инженерных, дистрибьюторских услуг. Уже в 80-х гг. свыше 53 % новых рабочих мест в США было создано в сфере управления, информационных услуг и торговли, причем 2/3 из них заняли женщины.

Изменение содержания труда в сторону уменьшения доли стереотипных операций, требующих, в основном, физической силы, ловкости и привычки к монотонному труду. Взамен увеличивается роль творческого труда, требующего умения ориентироваться в потоке информации, концептуально мыслить, принимать нестандартные решения при неполной и противоречивой информации.

Сдвиги в системе мотивации и контроля труда. Материальная мотивация направлена, прежде всего, на стимулирование повышения уровня образования и квалификации. В США, например, доход выпускников колледжей в 90-х гг. был на 80 % выше, чем у тех, кто имел лишь среднее образование и в 2,5 раза выше, чем у тех, кто не завершил его. Доход лиц со степенью магистра (мастера) и доктора наук превышал средний более чем втрое.

Возрастание значимости физического и психического здоровья персонала, его морально-этических качеств, ценностной ориентации как важнейшего слагаемого конкурентоспособности отдельной фирмы и национальной экономики в целом. Главным фактором экономического роста становится развитие и рациональное использование научного, интеллектуального, духовного потенциала. Информатизация требует активизации гражданской позиции и поступков каждого человека, раскрепощения его мышления, повышения активности, восприимчивости к новым идеям, развития моральных и социальных побуждений, которые действуют на высокообразованных работников более эффективно, чем частный материальный интерес или подчинение указаниям сверху.

Переход к «новой экономике», к модели информационного общества сталкивается с рядом проблем. Основным тормозом развития Интернет-экономики в бывших социалистических, развивающихся, да и во многих развитых странах остаются отсутствие потребности в новых видах трудовой деятельности. Зачастую люди внутренне не готовы к новой, незнакомой для них работе по сбору достоверной информации, предназначенной не для внешней отчетности, а для принятия рациональных решений.

В Интернет-экономике появилась принципиальная возможность освобождения человека от многих нетворческих видов труда в производстве основных материальных благ. Это представляет собой реальный шаг к превращению потребности в труде в первую и главную потребность человека.

Вторым важным барьером для внедрения информационных технологий на рабочие места является низкий уровень образования, не соответствующего изменившимся требованиям к квалификации рабочей силы. Так, даже в Японии в 80-е гг. почти 2/3 промышленных рабочих не были способны освоить новые информационные технологии и нуждались в основательной переподготовке. Несмотря на рост удельного веса «белых воротничков» в структуре занятых, их производительность труда растет медленно. В странах ЕС темпы прироста производительности труда (отношение ВВП к численности активной рабочей силы) снизились с 4,5 % в 60-х гг. до 1,4 % в начале 90-х гг. и лишь на рубеже ХХI века стали повышаться.

Третьим препятствием развития «новой экономики» является связанный с недостаточно высоким уровнем образования уровень экономического развития и параметра качества человеческого капитала. ООН в течение ряда лет проводит оценку качества человеческих ресурсов в различных странах. При этом учитывается уровень образования, средняя продолжительность жизни, реальные доходы на душу населения и их дифференциация, заболеваемость и смертность, прежде всего младенческая и по социально обусловленным причинам (СПИД, туберкулез, инфекционные заболевания, убийства и самоубийства), уровень расходов на образование, здравоохранение и культуру и т.д.

Недостаточность бюджетных средств, выделяемых на повышение качества человеческого капитала, а также внимания со стороны государства, является еще одной, четвертой, преградой на пути развития Интернет-экономики. Именно вследствие не соответствующего новым требованиям информационного общества уровня квалификации в развитых странах с конца 90-х годов особое внимание стало уделяться государственной реформе образования, направленной на его приспособление к нуждам Интернет-экономики.

Так, в ФРГ к 2000 г. в этой сфере было создано около 60 тыс. новых рабочих мест. На обучение специалистов из бюджета выделено более 1 млрд марок. Для того, чтобы не допустить усиления противоречий между «старой» и «новой» экономикой, крупным и малым бизнесом, наибольшее сокращение налогов при условии освоения информационных технологий получают малые и средние фирмы.

В Японии государство выделяет средства на подключение всех школ к Интернету. Уже в 2000 г. один ПК здесь приходится на 2 школьников (в ФРГ - на 10, в Москве - на 200). В США на эти цели из бюджета выделены десятки миллиардов долларов. Программа информатизации стоимостью 100 млн долл. позволит высвободить 40 тыс. высших и средних чиновников из аппарата.

В США разработана стратегическая программа образования на 2006-2010 гг., которая имеет целью:

В новых условиях не только любому человеку становятся доступными источники информации в любой части планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества [2]. Необходимо решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания. Уже сегодня они рассматриваются специалистами в качестве приоритетных факторов, которые будут определять будущее США в мире.

Россия также не может себе позволить отставание в области информатизации и Интернет-образования. Несмотря на кризисные явления в экономике и сокращение финансирования научно-исследовательских, опытных и конструкторских работ в области разработки и создания баз данных, число АБД растет за счет увеличения числа коммерческих и региональных АБД.

Утечка человеческого капитала из России за последние 10 лет достигла не менее 1 млн человек. Официально зарегистрированная эмиграция в 1990-1996 гг. колебалась в пределах 90-110 тыс. человек в год. Во второй половине 90-х годов? по данным российских компаний, оказывающих услуги в этой области, поток эмигрантов был примерно такого же масштаба (до 100 тыс. человек в год). Значительная их часть, входившая в интеллектуальную элиту России, обосновалась в США, Канаде, Германии, Израиле и других странах.

Многие покидают Россию для исследовательской или преподавательской работы за рубежом по долгосрочным и среднесрочным контрактам. Число таких «временных эмигрантов» среди высококвалифицированных специалистов и профессиональных исследователей значительно превосходит официально зарегистрированную эмиграцию. Ущерб особенно велик для ведущих научных центров и университетов (например, МГУ им. М.В. Ломоносова, согласно опубликованным данным, потерял от 10 до 20 % своих лучших ученых).

Из-за упадка государственных и отсутствия спонсируемых частным сектором исследовательских институтов многие оставшиеся в России ученые вынуждены изменить сферу деятельности. Получить место в крупных частных фирмах или банках смогли не более 10 %, остальные подыскали работу в мелком бизнесе или правительственных структурах, где их научный потенциал не находит эффективного применения и подвергается постепенной амортизации [3].

К сожалению, как показывает статистика, интеллектуальный коэффициент гражданина России до сих пор мало влияет на его карьеру. В США, Японии и многих странах Европы развитый ум почти всегда позволяет приобрести высокий социальный статус. Высшее управленческое звено на Западе практически полностью состоит из интеллектуалов, хотя развитие интеллекта не равнозначно продолжительности обучения.

При обеспечении надлежащих условий опора на знания в целом и информационную технологию в частности способна привести к возрождению российской экономики и ускорить ее интеграцию в мировое хозяйство. Мы считаем, что при эффективной внутренней политике и внешней поддержке Россия, безусловно, имеет шансы стать одной из самых быстрорастущих стран с формирующимся рынком. Коммерциализация ее потенциала в области исследований и разработок может принести огромные выгоды Западу в целом, не говоря о частных инвесторах. Никакой другой сектор российской экономики, будь то энергетика или минеральные ресурсы, производство вооружений или тяжелая промышленность, не обладает сравнимыми возможностями роста производства, занятости, производительности, инвестиций, экспорта.

Располагая высоким уровнем человеческого капитала, Россия способна быстро приблизиться к передовым рубежам во многих высокотехнологичных сферах, при этом старт должен носить сдержанный характер. Целесообразно начать с осуществления ключевых проектов с большим потенциалом в тех областях, где Россия имеет существенные преимущества и готова развивать их. Подобные проекты продемонстрировали бы возможности целевого подхода и служили в качестве инкубаторов для смежных технологий, открывая путь дальнейшему развитию наукоемких секторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. - СПб., 2000.

2. Stefic M. The Internet Edge: Social, Legal and Technological Challenges for a Networked World. - Cambridge, 1999.

3. Интрилигейтор М Д., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Курицкий А.Б., Писаренко Ж.В., Шиткова И.Н. Кадры Интернет-экономики // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 35-37.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f14.html