Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ФУНКЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕССЫ И СОБСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СЕТЕВЫХ СМИ

Ю.В. Костыгова

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Проблема социального функционирования журналистики, несмотря на активное ее обсуждение в научных кругах и среди журналистов-практиков, не имеет на данный момент ни полноценного описания, ни сколь-нибудь четко сформулированного решения. Жесткая постановка вопроса - требование конкретного ответа на вопрос, чем именно является журналистика - орудием управления, методом коммуникации, ареной для взаимодействия власти и общества, или же просто механизмом информирования, - уже доказала свою несостоятельность. Социальное функционирование журналистики - сложное, многомерное явление, которое не может быть рассмотрено в одной плоскости или под одним углом.

Безусловно, существует определенное социальное назначение журналистики в целом как социального явления. И это назначение состоит в «регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса» [1].

Однако набор социальных функций и характер их взаимосвязи может варьироваться в зависимости от различных параметров. Условно можно сформулировать три подхода к изучению социального функционирования прессы:

1. «Типологический»: рассматривая средства массовой информации как активных участников социальных процессов, мы должны, прежде чем определять их функции, выявить их основные характеристики. Справедливо предположить, что набор социальных функций, их иерархия и взаимосвязь зависят от того, к какому типу относится изучаемое средство массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, сетевые издания). Также играет роль и характер специализации (тематическая направленность) данного СМИ: развлекательная, деловая, религиозная, рекламная и т.д.

2. «Деятельностный»: сущность этого подхода заключается, прежде всего, в том, чтобы рассмотреть функции СМИ применительно к определенной сфере общественной жизни, например, экономической, политической, духовно-идеологической, социальной.

3. «Субъектно-объектный»: позволяет обратить внимание не только на объективные возможности средств массовой информации, но и на субъективные интересы, приоритеты, действия тех, кто вступает во взаимодействие с прессой.

В рамках такого предмета как социология журналистики наибольшее значение имеет, безусловно, последний подход - именно в формируемой этим подходом системе координат представляется возможным наиболее полно и адекватно рассмотреть социальные функции журналистики.

Рассматривая журналистику (и СМИ) как ОБЪЕКТ воздействия, мы можем выделить воздействующие на него субъекты различных уровней. Субъектом первого (высшего) уровня является сама социальная система (или общество). Каковы в данном случае границы данного субъекта? Очевидно, что в большинстве случаев будут рассматриваться два варианта: 1) общество как государство, 2) общество как человечество в целом. И в том, и в другом случае первичной функцией СМИ будет интеграционная функция. Именно эта функция в большей степени соответствует одной из основных потребностей общества - самосохранению социальной системы. Другой, не менее важной потребностью общества является его постоянное развитие - залог самосохранения системы. На обеспечение этой потребности направлена познавательная функция журналистики.

Субъектами второго уровня являются различные социальные структуры, существующие внутри социальной системы. И в данном случае основными становятся агитаторская, пропагандистская и организационная функции журналистики, поскольку именно они отвечают потребностям различных социальных групп, таким как усиление влияния, привлечение единомышленников, завоевание и удержание власти, продвижение собственных идей.

Субъектом третьего уровня выступает личность как отдельный представитель аудитории. На этом уровне выделяются целые блоки функций: функции ориентации, удовлетворения, социализации и т.д. Отдельно следует рассматривать такого субъекта, как сам сотрудник СМИ. По отношению к нему журналистика выполняет функцию служебно-профессиональной и творческой самореализации.

В рамках первого - типологического - подхода отмечается, что набор функций и взаимосвязи между ними существенно зависят от типа и сферы деятельности конкретного издания. Сетевые издания - средства массовой информации, существующие и действующие в сети Интернет, должны, очевидно, рассматриваться как отдельная категория. Их специфические характеристики позволяют говорить и о том, что функции, делегируемые обществом традиционным СМИ, в сетевых изданиях изменяются - иногда едва заметно, а иногда весьма существенно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995. С. 62.

Опубликовано: Костыгова Ю.В. Функции традиционной прессы и собственные социальные функции в сетевых СМИ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 34-35.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f13.html