Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕТИ: ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА

Е.В. Воронцова

Московская гуманитарно-социальная академия
Москва

В современном обществе все сложнее выбирать из множества событий самые важные для вечерней программы новостей. На государственном, общественном и бизнес уровнях для эффективного управления нужна информация об изменениях в организации социальной жизни уже за последние десять минут, иногда даже секунд, а не за прошедший год. Покупатель выбирает решения на заказ и требует детального и быстрого отчета о ценности всех альтернативных способов вложения ресурсов. Потребитель отвечает лояльностью, охотно принимает риск использования инновационного продукта, но незамедлительно реагирует на слухи, приходящие по любым коммуникативным каналам. В результате, самым важным ресурсом становятся знания. При этом возможность развития, получения и адаптации конкурентных преимуществ на любом социальном уровне зависит от интегрированности информационных каналов проникновения знаний на этапах их накопления, использования и обмена. Это подтверждает прогноз Gartner Dataquest. Согласно оценкам аналитиков, рынок программных продуктов и сервисов интеграции приложений, включая ПО промежуточного уровня и порталы, выйдет на уровень 10,5 млрд долл. к 2006 году. В 2001 году объем этого рынка оценивается в 5,1 млрд долл., а в 2002 году он, как ожидается, составит 6 млрд долл. Важно понимать, что к знаниям относятся научные разработки и результаты исследований, новости, советы, поступающие из различных коммуникационных источников, информация о развлекательных мероприятиях и комментарии. Однако знания и информация становятся ценными, преобразуясь в интеллектуальный капитал, то есть в структурированную гибкую сумму всего, что знает социальная группа (личность), c адекватной возможностью разделения своих знаний в соответствие с социальной функцией (ролью).

Интернет - это как один из информационных каналов, через который знания преобразуются в интеллектуальный капитал. Любой пользователь, к примеру, через поисковую систему, получает доступ к массе информации элиты знающих и осведомленных людей и в то же время создает дополнительную интеллектуальную стоимость информационных ресурсов за счет своего посещения.

Скорость возникновения нового знания, то есть рост интеллектуального капитала, зависит от возможности его размещения. Скорость распространения, развития капитала, - от возможности доступа. Свобода доступа выступает основой демократического общества, а быстрота и уникальность распространения информации играет уже и политически важную роль. Носители информации вызывают уникальное уважение и доверие. Как сообщает Cyberatlas, опрос, проведенный Nielsen/NetRatings, MORI Research и Washington Post Co. в 2002 году, в котором участвовали более 1000 лиц, принимающих ответственные деловые решения, показал значительное увеличение популярности Сети как источника деловой информации. В частности, 75% респондентов отметили, что считают Интернет лучшим каналом для получения необходимой для их бизнеса информации о новых продуктах, изделиях, компаниях и услугах. Почти 50% опрошенных отметили, что Сеть повлияла на их решение о покупке необходимых для бизнеса продуктов и услуг, в то время как влияние журналов на решение о покупке отметили только 35%. На телевидение сослались 20%.

У Даниела Белла [1] «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать «да» или «нет». Однако доступ к формированию общественного мнения элита знания получает с возможностью создавать сообщества в глобальной сети на любом социальном уровне.

В сообществах передача знаний во многом поддерживается за счет изначальной нацеленности на коммуникации и интерактивность. Ведь в идеальном случае обратная связь на размещенную статью или комментарий формируется на основе множества сообщений, содержащих определенную оценку. Кроме того, для участия в сообществе нужно обладать интересом, который может ограничиваться и активным наблюдением или внимательным изучением заголовков новостных сообщений, приходящих в рассылке. Исходя из этого, рассылки Subscribe.ru - пример организации сообщества с самым легким доступом. Кроме того, в сообществе об индивидууме знают только то, что человек раскрывает через свое участие, это в значительной мере объясняет популярность чатов.

Однако создание сообщества обусловлено многими факторами. Как один из них можно рассматривать развитие страны в области информационных технологий. Согласно данным об объемах проводимых исследований, важен и анализ демографических характеристик пользователей. Согласно исследованию Фонда общественного мнения, проведенному во главе с Е.Б. Галицким [2], на 25 сентября 8,8 млн россиян пользуются интернетом. При этом при организации сообществ более ценным является распределение пользователей, например, по уровню образования (рис. 1).

Рисунок 1. Доли пользователей Интернета в группах с разным образованием, %.

Особо выделяются социологические исследования, касающиеся наличия специалистов по ИТ и менеджеров проектов, а также условий для развития их квалификации и специфических личностных качеств. Необходимо и понимание социальных характеристик данной группы и их мотивации к действию (рис. 2).

Рисунок 2. Спрос на специалистов в области информационных технологий, III квартал 2002 года, все города России (E-staff.ru).

Также на создание сообществ влияют факторы, которые особо изучаются в рамках Программы ООН по социальному развитию (UNDP) [3]. Изучая прогресс в социальной сфере, Отчет ООН не только оценивает доход на душу населения, развитие показателей народонаселения и его главных потребностей, в нем также изучается степень социальной свободы, достоинства и роль людей в формировании правительства. Список 173 стран мира по совокупности показателей возглавляет Норвегия, за ней следуют Швеция и Канада. Согласно исследованию, Россия находится на 60-ой позиции.

Построение сообщества - это гибкий процесс, который должен учитывать развитие внешних факторов. Однако, то, что действительно важно, по оценкам экспертов,- это создать окружение, позволяющее организовывать социальное взаимодействие [4]. Сообщество станет домом, если есть возможности для адаптации под интересы каждой личности. «Сообщество не выстраивается - оно выращивается». Увеличение числа посетителей не обозначает качественное улучшение. Таким образом, уже при формировании идеи учитываются характеристики целевой группы сообщества в Сети. Через визуализацию, прикладные технологии дизайна, моделирование взаимодействия и обмена опытом, контент-менеджмент, изучение и использование особых знаков и языка достигаются условия комфорта, а также четкость и ясность понимания процесса обмена с другими членами сообщества.

В сообществах нет отчуждения. Здесь изначально, действуют либеральные принципы - нет принуждения к общению, действию и обязательному ознакомлению. Спонтанный порядок взаимодействия при этом поддерживается непрерывной работой аналитиков и специалистов по информационным технологиям. Идеи и действия любого интернет-сообщества основаны на соблюдении закона, терпимости и плюрализме. При этом незыблимы права на тайну переписки, самовыражение, свободу слова и совести.

При этом знания перетекают не только от одного члена сообщества к другому, но и к организаторам сообщества. Именно от них исходит инициатива, с их стороны вливаются основные ресурсы в развитие проекта. Возврат же вложений идет как раз от распространения интеллектуального капитала сообщества на другие определенные организационные процессы в онлайне и офлайне. Например, в организацию ленты новостей, сбор аналитической информации (анализ рынка) или продажу услуг и товаров.

При этом сообщество будет успешным, то есть выполнит свои цели объединения, скорее всего, если оно создается как инновационный проект в дополнение к уже существующей деятельности с четко определенными стратегическими целями. Новшества при этом должны разделяться и с потребителем услуг сообщества. Практически организаторы создают инструмент, а пользователь имеет право вносить спонтанные предложения по его изменениям. Развитие креативного мышления со стороны потребителя и покупателя во многих ситуациях позволяет достигать даже более интересных результатов и собирать больше информации, например, для улучшения качества сервисов. Именно этот принцип будет работать для формирующихся российских отраслевых сообществ. «Посещаемость металлургических информационных ресурсов, конечно, несравнима с посещаемостью популярных интернет-сайтов. Однако здесь хвалятся не количеством, а качеством посетителей. Чем больше среди посетителей потенциальных покупателей, тем лучше». В то же время, «в целом, доля оборота металла в нашей стране, которая хоть как-то связана с металлоторговыми сайтами, по пессимистичным оценкам составляет 3-4 %, а по оптимистичным - максимум 10-15 %» [5]. Стандартные методы получения обратной связи - рейтинги и комментарии статей - здесь не работают. Через сообщества же развивается творческий характер личности, а это безусловно влияет на лояльность и развивает стимулы к осуществлению транзакций через сайт.

Сейчас продолжается 3-я эпоха модели всемирной истории МакЛуэна [6] - модель человека слушающего и смотрящего - эпоха информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации. И организация Интернет-сообщества как эффективный метод привлечения интеллектуального капитала значимой социальной группы в основную деятельность организации в условиях прозрачности информации об альтернативных возможностях позволяет информационному индивидууму оставаться личностью, создающей и разделяющей ценность знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе - М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.

2. Галицкий Е.Б. Опросы «Интернет в России» / Фонд «Общественное мнение». 25.09.2002.

3. Human Development Report 2002 (http://www.undp.org/hdr2002/)

4. Perfetti C. Design for Community: An Interview with Derek M. Powazek. 2002 (http://www.designforcommunity.com).

5. Попов М. Железное правило // CIO. 2002. № 6-7.

6. МакКлуин Г. At the moment of Sputnik // Journal of Communication. 1974.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Воронцова Е.В. Управление инновационным процессом в Сети: Интернет-сообщества // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 20-23.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f08.html