Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЙ КАК КАТАЛИЗАТОР СЕТЕВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

С.Г. Белобородов

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Стремительное распространение Интернет и увеличение его роли практически во всех областях жизни современного человека свидетельствуют об ощутимых преимуществах данного феномена перед традиционными средствами информирования и коммуникации. Оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность - вот только самые очевидные преимущества. С развитием Сети преимущества усиливаются: информация распространяется еще быстрее, становится доступнее, более удобно структурированной, лучше визуализированной и т.д. Стандарты присутствия в Сети постоянно меняются, статичные или неудачно сделанные сайты быстро теряют пользователей. Интерактивность - возможность участия в чем-либо пользователя, находящегося в сети - становится необходимой характеристикой успешного сайта.

С развитием Интернет граждане демократических стран получили много новых возможностей участия в политической жизни. Появились интернет-представительства органов власти, политических партий, общественных организаций, публичных политиков, политические ленты новостей и т.д. Интерактивные ресурсы Интернет позволяют оперативно получать нужную информацию из различных источников, производить мониторинг общественного мнения, формировать его по определенным вопросам, давать оперативные разъяснения позиции чиновников и политиков, а также оперативно оповещать ответственных лиц о реакции общества на то или иное решение. Самое же интересное в том, что заинтересованные граждане могут не менее оперативно узнать, как ответственное лицо отреагировало на высказанное ими мнение, и какое решение было принято в итоге. Немаловажно и то, что пользователи определенных политических ресурсов могут самоорганизовываться в Сети в самостоятельные сообщества, направленные на решение важных для них вопросов органами власти.

Интернет-голосование - эффективный инструмент, с которым так или иначе работают большинство интерактивных политических ресурсов. Просто почитать информацию или поучаствовать? Пользователи дают однозначный ответ, посещая т.н. «сайты действия» гораздо чаще, нежели новостные сайты или официальные представительства органов власти. Среди «сайтов действия» можно выделить три категории по использованию результатов интернет-голосований:

1. Результаты просто публикуются на данном сайте и используются всеми, для кого представляют ценность. Хороший пример такого сайта в России - www.voxru.net, где можно ответить на вопросы как на самом сайте, так и в популярной рассылке по электронной почте «Глас Рунета» на Subscribe.ru. Данный инструмент хорош тем, что, благодаря особенностям Subscribe.ru, его результаты содержат информацию о респондентах, что позволяет строить выборку с той точностью, какая вообще возможна в Интернет. Пользователи не имеют возможности общаться, зато стимулируются розыгрышами призов среди ответивших. Сервисов такого рода довольно много на самых различных сайтах, и лишь немногие из них пользуются какой-либо популярностью.

2. Пользователь самостоятельно, используя рекомендации на сайте, информирует о своем мнении лицо, принимающее решение. Информирование может производиться либо письмом со свободным текстом, либо заполненным готовым шаблоном (отправка прямо с сайта или по электронной почте). Результаты в этом случае подсчитывает либо только сам получатель, либо сайт публикует количественные характеристики проведенной акции. Здесь примером может служить американский сайт «Actions» (www.actions.org). Сайт инициирует сразу несколько кампаний, поделенных на всемирные (Global) и внутриамериканские (Domestic). Каждая вынесенная проблема имеет яркое имя-слоган (например, «Очищение от болезни голода», «Сто миллионов чудес» и пр.) и обоснование-аннотацию. В аннотации приводится обоснование актуальности проблемы, существующего общественного движения по проблеме и его результатов, целевые группы, прогнозируемые результаты кампании. В нижней части аннотации стоит призыв принять участие в акции - написать письмо и переслать его либо редактору сайта, либо конгрессмену и т.д. Еще один важный раздел сайта - обновляющиеся данные о результативности кампании. В любой момент можно увидеть, какие изменения произошли в судьбе данной проблемы. Немаловажно и то, что проблему для общественной реакции может предложить любой посетитель сайта.

3. Результаты направляются организаторами голосования непосредственно лицу, принимающему решение по данной проблеме. По такому принципу в США действует служба Vote.com (www.vote.com), на сайте которой каждый избиратель может высказать пожелания своему конгрессмену сенатору и Президенту. Служба берет на себя обязательства переслать пожелания по адресу, а затем сообщить избирателю статистику пожеланий и то, как его избранник в итоге голосовал в Конгрессе по данному вопросу. Сайт содержит около полусотни тем для голосования, по которым предлагается сказать «Да» или «Нет». Темы подбираются исходя из повестки дня Конгресса и Сената, а также из наиболее дискутируемых в СМИ, каждая имеет краткую аннотацию. У пользователя есть возможность узнать больше о данной теме, вступить в электронную дискуссию по ней, а также увидеть диаграмму предыдущих голосований посетителей сайта.

Среди важных требований к сайтам, предусматривающих интернет-голосования, следует выделить:

Мнение ответственных лиц далеко не всегда совпадает с мнением большинства граждан. Площадка интернет-голосования может функционировать не только для высказывания мнения избирателей. Это еще и одно из лучших мест, где ответственное лицо может аргументировать свои поступки перед избирателем, не стесняя себя форматом электронного или печатного СМИ. Вовлечение в работу над ресурсом самих ньюсмейкеров привлечет дополнительное внимание, а также увеличит их лояльность проекту.

Результаты голосований по социально значимым вопросам - хороший информационный повод для СМИ. Авторам проекта необходимо теснейшим образом работать с любыми СМИ, подогревая интерес к ресурсу.

Рассылки по e-mail - достаточно полезное средство для интернет-голосований. Пользователей ресурса в рассылках необходимо информировать о судьбе решений, за которые они проголосовали, о мотивах ответственных лиц при принятии данного решения, о новых вопросах, вынесенных на обсуждение и т.д. Рассылки помогут постоянным пользователям не забывать о ресурсе, получать самую оперативную информацию по интересующей проблеме и стимулируют более частое посещение сайта.

Ресурсы, обеспечивающие участие своих пользователей в политическом процессе, имеют значительно более многочисленную, постоянную и активную аудиторию, чем иные ресурсы с аналогичным содержанием, но без таких возможностей. Наличие подобных проектов способствует вовлечению общественных объединений граждан, экспертно-аналитических институтов и отдельных заинтересованных избирателей в процесс принятия общественно-значимых политических решений. Развитие механизмов интернет-обсуждений и голосований усиливает общественный надзор за органами власти, стимулирует совершенствование институтов гражданского общества.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Белобородов С.Г. Инструмент интернет-голосований как катализатор сетевой политической коммуникации // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 10-12.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f03.html