Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва

Изучение половых различий в применении информационных технологий в настоящее время привлекает значительное внимание исследователей, в первую очередь зарубежных.

Данные нашего многолетнего исследовательского проекта [1], состоящего в проведении опросов с целью изучения социально-демографических и психологических характеристик сообщества пользователей Интернета в России, позволяют не только определить гендерную специфику пользовательской аудитории, но и проследить динамику развития интересов мужской и женской аудиторий. Это обеспечивается относительной стабильностью как состава опросника, так и методики привлечения респондентов. Конечно, наша выборка несколько смещена в сторону увеличения представителей научно-образовательных учреждений, но основные показатели динамики развития интересов мужской и женских групп можно, по нашему мнению, распространить и на все сообщество интернета.

Для сравнительного анализа мы использовали результаты опросов, проведенных в октябре-ноябре 1997, 1998 и 1999 годов и в декабре 2001 - январе 2002 года. В 2000 году по техническим причинам опрос не был произведен. В 1997 и 1998 годах опрос был произведен по электронной почте, впоследствии (1999 и 2002) два опроса были произведены методом web-опросов. В таблице 1 представлены результаты обработки ответов (в процентах от общего числа респондентов соответствующих групп).

Прежде всего, отметим, что при относительном постоянстве интересов мужчин к сфере вычислительной техники, женщины все меньше ей интересуются. В сфере же образования, наоборот, у мужчин первоначально слабый интерес усиливается, у женщин интерес сохраняется на стабильно высоком уровне.

Положительная динамика интересов у женщин наблюдается в областях культуры и искусства, путешествий и туризма, медицины, товаров и цен, новостей, политики, семьи и детей. У мужчин положительная динамика в тех же областях за исключением культуры и искусства. Однако динамика усиления интересов у женщин выше в областях путешествий и туризма, товаров и цен, новостей, политики.

Не растет интерес к таким областям, как бизнес и финансы, развлечения и игры, юмор, спорт, религия. На фоне некоторого подъема в 1999 году в последнее время упал интерес к ресурсам "для взрослых".

Появляются новые интересы пользователей. Для выявления их в каждом опросе у нас имеется свободная графа. В ней мы просим указать конкретный интерес, не перечисленный в вариантах. По результатам анализа в следующем опросе добавляются новые варианты ответов. В 1999 году это была музыка и новости, в 2002 году добавились вопросы, связанные с автомобилями, правом, знакомствами. Если правовой информацией мужчины и женщины интересуются примерно одинаково, то мужчины интересуются больше автомобилями (даже больше, чем спортом), а женщины - знакомствами.

Таким образом, анализ динамики развития интересов свидетельствует о культурном освоении интернета женщинами и о наличии у них частично не совпадающих с мужчинами (пользователями интернета) интересов в области освоения и применения информационных, коммуникативных и игровых ресурсов интернета.

Доклад подготовлен при поддержке РГНФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского - М.: 2000. 431 с.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Гендерные особенности развития интересов пользователей Интернета // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 7-8.

Ориг. URL — http://ims2002.nw.ru/02-r1f01.html